Богоматерь Федоровская
Патрон шедевра
Царские изографы
Богоматерь Федоровская
Около 1630
Размер - 75 x 59
Материал - дерево
Техника - темпера
Инвентарный номер - Инв.21466
Поступило из Центральных государственных реставрационных мастерских. 1934
В среднике помещен образ Богоматери Феодоровской, список с чудотворной иконы из Успенского собора в Костроме. Первое упоминание об иконе относится к началу XII века, ко времени княжения Георгия Всеволодовича (1219–1238). Согласно Сказанию, составленному не позднее XVII столетия, он пожелал перенести образ «Богоматерь Феодоровская» из загородной часовни в город Китеж, но сдвинуть икону с места не смогли и, восприняв этот знак как волю Богородицы, на месте часовни в 1164 году выстроили Городецкий монастырь. Иконе дали имя Феодоровская, так как первоначально она стояла в деревянной церкви Феодора Стратилата. В 1239 году икона была перенесена из разоренного татарами Городца на Волге в Кострому. С XVII века история иконы «Богоматери Феодоровской» тесно связана с домом Романовых, почитавших ее как семейную реликвию. Богородичный образ сыграл определенную роль в избрании в 1613 году на царство Михаила Федоровича Романова. Поскольку событие произошло в Костроме, икона получила свое второе имя – Феодоровская-Костромская.
По иконографии Богоматерь Феодоровская близка к образу Богоматери Владимирской. Ее особенностью является изображение обнаженной ножки Младенца Христа, которое, возможно, существовало на древней иконе до ее поновления в XV веке.
На полях изображены избранные святые: на верхнем – Фаддей, Никола с Георгием, Космой и Дамианом, на нижнем – Параскева, Евдокия и Варвара; на левом – Иоанн Предтеча, Мария Магдалина, Фёкла; на правом – Евстратий, Екатерина и Марфа.
Многие святые соименны членам царской семьи: Мария Магдалина – первой жене царя, Марии Долгорукой (ум. 1624), Евдокия – второй жене царя – Евдокии Стрешневой (с 1626) и дочери, Марфа – матери и дочери царя, Иоанн Креститель – сыну Иоанну.