Изображения Марии Египетской в житии в древнерусском искусстве до XVII века не сохранились, хотя они известны в живописи византийского круга, а литературный текст жития святой был распространен на Руси уже в XII столетии. Тем не менее отдельные сюжеты («Причащение Марии Египетской») известны в русском искусстве с XIV века.
В среднике иконы изображена Мария Египетская в одеждах пустынницы, стоящая на берегу Иордана, текущего между пологих холмов с небольшими деревьями. Взгляд святой направлен вверх, где слева, в облаках, представлен благословляющий Христос, восседающий на троне в окружении ангелов. Левой рукой Мария обращается к Нему с молением, правой она благословляет, как бы передавая благословение Христа предстоящим перед иконой.
Сюжеты клейм читаются слева направо и сверху вниз: 1. Мария в Александрии; 2. Разговор с корабельником о плавании в Иерусалим; 3. Путешествие на корабле в Иерусалим; 4. Моление в притворе Иерусалимского храма перед иконой Богоматери (?); 5. Причащение Марии в монастыре Иоанна Предтечи (?); 6. Переправа через Иордан. Слева вверху, на берегу Иордана, изображен монастырь Иоанна Предтечи; 7. Мария удаляется в пустыню, совлекая с себя одежды блудницы; 8. Встреча со святителем Зосимой. Мария, стыдясь своей наготы, скрывается от него в кусте; 9. Зосима обращается к Марии с вопросами; 10. Зосима отдает Марии часть своих одежд; 11. Мария и Зосима просят друг друга о благословении. Молитва Марии на горе (согласно житию, Зосима видит святую парящей в воздухе во время молитвы); 12. Зосима поклоняется Марии; 13. Беседа Марии и Зосимы, когда она просит его о причастии во время будущей встречи; 14. Причащение Зосимой Марии; 15. Обретение Зосимой умершей Марии. Вверху справа изображен монастырь Зосимы; 16. Зосима видит, что Мария погребена львом.
В клеймах 4 и 5 древняя живопись сохранилась фрагментарно.
Житие Марии Египетской тесно связано со Святой землей. Как известно, ее обращение произошло после беседы с иконой Богоматери в Иерусалимском храме, которая впоследствии стала почитаться как чудотворная. При императоре Льве IV Мудром (886–912) эта икона была перенесена в храм св. Софии в Константинополе и помещена в нартексе у императорских врат; паломники описывали ее как одну из самых чтимых святынь византийской столицы.
Другая важная тема жития – переход Марией Иордана – реки, именуемой в тексте «святейшей» и выступающей в роли реального рубежа, отделяющего мир от пустыни как места духовного подвига. На иконе Иордан изображается неоднократно, в среднике и в нескольких клеймах. Именно на берегу Иордана происходят встречи святой со старцем Зосимой; на его глазах она чудесным образом переходит реку «посуху», чтобы получить последнее причастие.
Высокое качество живописи иконы позволяет предположить, что она была создана по заказу Марии Ильиничны Милославской, жены царя Алексея Михайловича, небесной покровительницей которой была Мария Египетская. Можно предположить, что икона была царским вкладом в одну из московских церквей. Она могла находиться либо в Сретенском монастыре, где по крайней мере с XIV века была церковь Марии Египетской – одна из трех древнейших в Москве, – либо в кремлевской церкви Покрова Богородицы, где в 1652 году был освящен придел во имя Марии Египетской.