Мария Александровна Денисова-Щаденко первоначальное художественное образование получила в 1913–1914 годах в Одессе. В 1915–1917 она продолжила обучение в Швейцарии. Во время гражданской войны возглавляла художественно-агитационный отдел в Первой конной, а затем во Второй конной армии. В 1922–1927 училась в Москве во ВХУТЕМАСе у Б.Д. Королёва и И.М. Чайкова. Входила в художественные объединения – Ассоциация художников революционной России и Общество русских скульпторов.
Жанр произведения – портрет на смертном одре – связан с художественным увековечением траурных дней и похорон В.И. Ленина в январе 1924 года. В Колонном зале Дома Союзов, где стоял гроб и происходило прощание с вождем, работали многочисленные художники, среди которых были и скульпторы.
Данная работа, по-видимому, создавалась по фотографиям. Это самое раннее из известных изображений В.И. Ленина у Денисовой-Щаденко. В 1924 году она еще была студенткой ВХУТЕМАСа. Ее дипломной работой стал портрет «Ильич в кепке» (1927, бронза, Музей В.И. Ленина). Позднее, в 1931 году, был создан еще один бюст в мраморе (Музей В.И. Ленина).
В собрании Третьяковской галереи хранится портрет «Владимир Ильич Ленин в гробу» работы И.Д. Шадра. Он выполнялся непосредственно с натуры в Колонном зале и в 1932 году был переведен в мрамор. Произведение Денисовой-Щаденко более камерное по форме, облик вождя с насупленными бровями суровее, а антураж портрета со стилизованными цветами носит условный характер.