ТОТАРТ, группа (Абалакова Наталья, Жигалов Анатолий)
Яйца
1988
Размер - 150 x 360
Материал - олово
Техника - песок, масло
Инвентарный номер - НТ Ж-89/1-3
Дар РОО «Общество коллекционеров современного искусства». 2007
Наталия Абалакова и Анатолий Жигалов – творческий и семейный дуэт художников-концептуалистов, работающих вместе с конца 1970-х годов. С помощью широкого диапазона практик современного искусства – от литературных текстов, акций и перформансов до мультимедиа проектов, живописных циклов и фотографии – они исследуют проблемы художественного языка, традиции, отношений искусства и власти.
Совместная деятельность авторов оформилась в развивающийся до сих пор проект «Исследование Существа Искусства применительно к Жизни и Искусству» (ТОТАРТ), в котором любое событие мыслится как неотрывная часть художественного процесса. Так, например, в начале 1980-х годов Анатолий Жигалов объявил частью исследовательского художественного проекта свою работу комендантом в жилищно-строительном кооперативе и провел «Золотой субботник», во время которого жильцы дома и приглашенные художники раскрасили урны и скамейки в золотой цвет.
Вместе с тем, художники постоянно возвращаются к вопросу о языке абстрактной живописи русского авангарда, реанимированного неофициальным искусством, бесконечно рефлексирующим на тему «Черного квадрата» Малевича. Если в ранних произведениях Анатолия Жигалова абстракция была стремлением к внутренней свободе художника, то в практике ТОТАРТа любой разговор о языке беспредметного искусства становится средством его «дескрализации» и поиском путей развития геометрической абстракции за пределами картинной плоскости. Этому были посвящены перформансы «Исследование квадрата», «Белый Куб», «Черный Куб» (1980).
В конце 1980-х годов художники создают большие живописные композиции, в которых апеллируют к спонтанным проявлениям геометрии, где ее формы подвергаются различным трансформациям и сопоставлениям с фигуративными элементами – дорожным знакам или дизайном упаковок. Так, в триптихе «Яйца» сформированные чередованием белых и розовых полос квадраты, фланкирующие текст, выступают лишь декоративным фоном для главного изображения.
Следуя эстетике поп-арта, художники многократно увеличивают рисунок, взятый с упаковки яиц, и воспроизводят его в монументальном формате триптиха, на котором «рекламный» текст «яйца диетические первой категории» выглядит так же внушительно и грозно, как предупредительный информационный щит, на котором могло быть написано: «Осторожно! Яйца!». Авторы дотошно воспроизводят не только графику упаковки, но и цвет, и фактуру грубого картона, добавляя в краску песок.