Миша Most (род. 1981)
Статья 29, 30 (Конституция РФ). Из серии «Диалоги». Полиптих
2009
Размер - 230 x 431
Материал - холст
Техника - акрил, эмаль, нитро-эмаль (спрей-баллон)
Инвентарный номер - НТ Ж-627/1-6
Дар В.А. Смирнова. 2019
Художник и граффитист Миша Most – один из пионеров российского уличного искусства. Начав свою деятельность в 1997 году с надписей и рисунков на стенах зданий в Москве, созданных под влиянием рэп-музыки, с середины 2000-х годов Миша Most дублирует граффити-стратегию конвенциональной практикой и адаптирует выразительные средства стрит-арта для формата станковых живописных произведений. Предпринимаемая художником попытка «станковизации» становится своего рода документированием авангардного жеста и позволяет перенести радикальное художественно-политическое высказывание из городской среды в пространство музея или галереи. При этом Миша Most не оставляет поля политического активизма, продолжая оставаться уличным художником, работающим как нелегально, так и по заказу: так, в 2017 году в г. Выкса Most создал крупнейший в мире мурал, выполненный одним автором.
Первые работы проекта «Диалоги» появились в 2008 году и стали своеобразным приглашением художника к открытой дискуссии на тему взаимодействия городской среды с уличным искусством. Композиции муралов и живописных полотен серии представляют собой тяготеющие к абстракции изображения, имитирующие грубо закрашенные работниками коммунальных служб надписи. Под цветными пятнами скрываются фрагменты Конституции Российской Федерации. Шесть картин полиптиха «Статья 29, 30» содержат тексты соответствующих статей, в которых закреплены свобода мысли и слова и свобода деятельности общественных объединений.
Серия «Диалоги» становится своего рода откликом на практики французских ситуационистов 1950–1960-х годов, применявших метод закрашивания и дополнения текста, однако, в отличие от них, Миша Most берет на себя работу одновременно и по созданию текста, и по его уничтожению, фокусируя внимание на вопросе самой природы стрит-арта. Является ли стрит-арт искусством или это лишь акт вандализма, и если всё же признать надпись на стене искусством, не становится ли в свою очередь вандализмом стандартная процедура коммунальных служб по ее закрашиванию? Найти однозначный ответ на эти вопросы так же сложно, как распознать текст статьи под пятном краски.