Блюмель Ирина (1922-2008)
Комплимент
1962
Размер - 180 x 150 x 80
Материал - гипс
Инвентарный номер - СКС-3374/1-6
Пост. в 2013 году; приобр. у И.И.Лукьянова
Начало творческой деятельности Ирины Федоровны Блюмель приходится на рубеж 1950-1960-х годов, когда внимание авторов привлекают новые темы и сюжеты. На выставках появляются многочисленные изображения рыбаков, оленеводов, геологов, строителей. На этом фоне обращение И. Блюмель к изображению клоунов кажется и закономерным, и необычным. Клоун — персонаж, не наделенный романтическим оптимизмом профессий и занятий, получивших статус престижных для изображения в скульптуре этого периода. Одновременно двухфигурная композиция «Комплимент» воспринимается как сложная цепь впечатлений и ассоциаций автора, позволяющих передать чувство окрыленности от успеха. Она открывает серию работ, связанных с основной темой творчества И. Блюмель — эстетическим претворением драматизма реальности.
В работе «Комплимент» изображен момент триумфа артистов цирка, стоящих на арене в лучах прожектора, образующих круг у их ног. Скульптор зафиксировала наполненные экспрессией движения клоунов, их радостное возбуждение в ответ на аплодисменты зрителей. Непростая композиция, построенная на контрастном сопоставлении силуэтов, на диссонансе объемных и пространственных цезур, вносит драматическую тональность в восприятие выхваченного из потока событий момента. Крупные обобщенные формы, четкое членение масс напоминают о пластических особенностях произведений «сурового стиля». Чисто в пластическом отношении усложняется скульптурное пространство, как внутреннее — во взаимоотношении фигур, так и внешнее, замыкающее композицию в единое целое. Но основной становится острохарактерная трактовка образов, с определенной мерой иронии.
Тема клоуна, арлекина, шута традиционна для искусства. Каждое время решало ее по-своему. Но почти всегда драматично, а зачастую и как трагедию. Скульптурная композиция «Комплимент» стала первой попыткой автора раскрыть сложную природу перевоплощения.
Клоун станет частым героем произведений скульптора, а каждая композиция цикла «Клоуны» (1969-1977) — этапом на пути проникновения во внутренний мир человека.