Баданина Татьяна (род. 1955)
Пустыня
2011
Размер - 80,5 x 480 x 52
Материал - оргстекло, фанера, холст
Техника - песок, мотор, масло, коллаж
Инвентарный номер - ЭФ-336/1-3
Дар автора в 2018 году
В своих инсталляциях Татьяна Баданина часто соединяет живописные полотна и трехмерные объекты, осуществляя выход из картинной плоскости в предметно-пространственную среду. В инсталляции «Пустыня» художник создает новое «первопространство», которое существует по собственным законам: оплотняется, приобретает материальные очертания, потом снова уходит в незримое. Под действием мотора песок внутри объекта приходит в движение, и на поверхности появляется геометрический орнамент, ритм которого продолжается на масштабных живописных полотнах, размещенных за объектом. Геометрия, рожденная физическим воздействием на песок, не воспринимается рационально организованной устойчивой формой, но видится естественным, природным явлением. Вибрации только что созданного мироздания погружают зрителя в медитативное состояние, а концентрические круги, которые появляются на песчаной поверхности, напоминают о тантрической практике создания мандалы: на протяжении нескольких дней буддийские монахи выполняют изображение «дворца просветленного божества» из мельчайших цветных песчинок, с тем чтобы разрушить картину сразу по завершении работы.
В инсталляции Баданиной бескрайняя пустыня – метафизическое пространство, где происходит диалог с Небом, которое, по признанию художника, является основным творческим началом и главной темой ее произведений. Здесь также находят свое развитие и другие важные для художника темы: воплощенные через символику белого цвета понятия чистоты, мудрости и духовности. На полотнах Баданиной белый цвет приобретает свойство трансформироваться: он лежит в основе других цветов, иногда он превращается в белый свет, обладающий животворящей силой и питающий энергией все существующее на земле; порой в объектах Баданиной свет распадается на спектр и являет миру все богатство красок, приглашая зрителя стать очевидцем этого чуда. В кинетической инсталляции «Пустыня» белый цвет становятся одновременно и формой, и содержанием произведения.