Впервые изображения подобного типа появились в XV веке в Западной Европе и известны, главным образом, по миниатюрам, гравюрам, скульптурам и витражам; в России получили распространение со второй половины XVII века. Эта иконография возникла, вероятно, в результате аллегорической интерпретации образа апокалиптической жены, о которой в Откровении Иоанна Богослова сказано: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на голове венец из двенадцати звезд… И родила она младенца мужского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным…» (12: 1, 5).
Богоматерь с Младенцем Христом на руках изображена в рост. На фоне ярко-красной мандорлы – сияние золотых лучей, исходящих от фигуры Богоматери; под ногами Ее – лунный серп. Летящие ангелы возлагают на головы Богоматери и Младенца короны. Особенность иконографии публикуемой иконы – положение Младенца на низко скрещенных руках; в левой руке Богоматерь держит белый платок, пальцы сложены в жесте благословения. Этот жест восходит к почитаемому римскому образу Богоматери в церкви Санта Мария Маджоре на Эсквилинском холме.
Икона происходит из церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи на улице Малая Лубянка в Москве, о чем свидетельствует акт передачи церковного убранства в Московский отдел народного образования при закрытии храма в 1929 году.