Получившие широкое распространение скульптурные изображения преподобного Нила Столобенского основаны на описании молитвенного подвига святого, которое содержится в его житии. Известно, что преподобный Нил, практиковавший непрерывную безмолвную молитву, подвергался дьявольским искушениям. Усмиряя свою плоть, он никогда не спал лежа, а полусидел-полустоял, опираясь на вбитые в стену кельи крюки. По преданию, именно в таком молитвенном стоянии святой отошел ко Господу в 1554 году. Русский ученый-этнограф Д.Т. Янович предположил, что столь необычная поза сильно поразила народное воображение и послужила темой для художественного воспроизведения.
Относительно времени появления первых скульптурных образов святого Нила единого мнения нет. Однако по наиболее распространенной версии возникновение таких образов относят к последней четверти XVIII века.
Массовое паломничество в монастырь очень быстро породило спрос не только на ростовые скульптуры для установки в храмах, в которых чтили преподобного Нила, но и на раздаточные скульптуры малого размера для личного пользования. Особенно почитали преподобного в западной части России – в Тверской, Псковской, Новгородской и частично Смоленской губерниях. Почти каждый из паломников увозил с собой из обители образ святого. Иконография скульптурных образов вплоть до начала XX века оставалась неизменной, незначительно варьировались только отдельные детали, например святой Нил мог опираться не на крюки, а на костыли.
Публикуемая скульптура, судя по размерам, была изготовлена для храмового почитания. К необычным технологическим особенностям скульптуры можно отнести слепленную из гипса бороду, прикрепленную к основному деревянному объему.