Образ очаровательной девочки с куклой был создан почти забытым ныне художником Василием Ивановичем Комаровым. Его творческий путь был типичен для многих представителей искусства конца XIX – начала ХХ века. Родившись в крестьянской семье в подмосковной деревне Тарбеево, в 17 лет он поступил вольнослушателем в
Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями стали Василий Поленов, Владимир Маковский, Илларион Прянишников. С 1894 года был членом
Московского товарищества художников, преподавал в частном училище Фёдора Рерберга (1900–1910-е). Путешествовал по России, в 1911 году ездил в Италию, где на Всемирной выставке в Риме экспонировались его произведения. Проявил себя не только как живописец и график, но и создал иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя.
В портрете Вали Ходасевич, единственной живописной работе, хранящейся в Третьяковской галерее, реализовались лучшие качества художника: умение построить композицию в сложном вытянутом формате, мастерское владение кистью в передаче фактур материалов, гармоничное сочетание тонов – красных, белых и золотисто-коричневатых. Обаятельная девочка в красном платьице с белым воротником-пелеринкой, сидящая на пушистом ковре рядом со своими любимыми игрушками – куклой и белым мячом, олицетворяет собой счастливый мир раннего детства, полный незатейливых игр и добрых сказок.
Валентина Ходасевич (1894–1970) была дочерью известного юриста и коллекционера М.Ф. Ходасевича, который страстно увлекался самыми разными видами искусств, особенно любил живопись. В доме была огромная библиотека по искусству, уникальная коллекция картин старых мастеров, репродукции произведений более четырех тысяч художников разных времен и народов с XIV по XIX век, старинное русское серебро, иконы, медали и монеты. Благодаря связям отца Валентина Ходасевич в детстве познакомилась с Наталией Гончаровой и Михаилом Ларионовым (Гончарова писала ее портрет). Девочка рано начала заниматься рисунком и живописью, сначала в Москве, в училище Ф.И. Рерберга, затем в Мюнхене и Париже. Позже она стала известна как сценограф, оформляла спектакли в России, Италии, иллюстрировала книги и журналы, была художником массовых театрализованных зрелищ и автором агитационного оформления улиц к революционным праздникам.