Святая Троица (Гостеприимство Авраама)
Конец XVI - начало XVII века
Размер - 107 x 85
Материал - дерево, левкас
Техника - темпера
Инвентарный номер - Инв.19982
Поступило из церкви Успения Богоматери на Апухтинке. 1936
Иконография Святой Троицы, в которой равенство трех ипостасей подчеркивается изокефальным изображением трех ангелов при выделении центрального из них распростертыми крыльями, восходит к искусству византийского круга палеологовского времени. Аналогичное композиционное решение характерно, например, для двух греческих икон конца XIV – первой половины XV века из музея Бенаки в Афинах и из Эрмитажа. Эти иконы сближают с публикуемым памятником и другие иконографические признаки – сильно вытянутый по горизонтали стол с обильной трапезой и расположение фигур Авраама и Сарры с яствами в руках между ангелами.
Возможно, в один из центров на Русском Севере была привезена какая-то икона близкого извода, послужившая образцом для местных художников, при повторении дополнявших его оригинальными деталями. Наиболее выразительная из них в публикуемом памятнике – изображение града со зданиями фантастической архитектуры, обнесенного полукруглой стеной. За ней виднеются три башенки, объединенные красным велумом. Смысл этого изображения многозначен, но прежде всего оно напоминает о трапезе Божественной Премудрости – Христа, важность символического образа которого в композиции подчеркнута резко поднятыми по диагонали крыльями среднего ангела. Примечательно, что сходная иконографическая схема, но также с новыми деталями, использована в среднике иконы «Святая Троица, с Бытием» первой половины XVII века, происходящей из Воскресенской церкви деревни Верхние Матигоры Холмогорского района Архангельской области (Архангельский музей).
Стилистические особенности публикуемой иконы указывают на ее создание в середине – второй половине XVI века провинциальным художником на Русском Севере. В пользу этой датировки свидетельствуют композиция, насыщенная многочисленными деталями, сложная архитектура, тяжелые, словно оплывающие, фигуры персонажей, достаточно плотная живопись одежд и контрастная по цвету манера исполнения лично́го. Темный рисунок черт, коричневатые притенения сопоставляются с охристым санкирем, иногда красноватого оттенка, и интенсивными белильными «светами» в форме геометрических фигур. Относительно близкими аналогиями такому письму могут служить икона «Архангел Михаил» из деисусного чина середины XVI века из церкви Входа в Иерусалим в Каргополе (Вологодский музей) и Царские врата с сенью второй половины XVI века из Архангельского музея.