Рельефные изображения Иоанна Богослова и
Богоматери входили в состав монументальной композиции «Распятие». Кроме фигур Девы Марии и евангелиста Иоанна скульптурная группа включала изображение распятого Христа. Не сохранившийся до наших дней образ Спасителя находился в ее центре.
Подобные резные распятия широко использовались в убранстве церковных интерьеров начиная с XVII столетия. Их размещали в алтаре за престолом, в завершении иконостаса. В XVIII веке они стали играть более заметную роль в храмовом пространстве. Распятие, включавшее образы из собрания Третьяковской галереи, могло находиться как в пространстве, предназначенном для верующих, так и в венчающей части иконостаса. У евангелиста, некогда стоявшего справа от Креста, правая рука в знак скорби поднята к лику, левая в жесте молитвенного обращения была направлена в сторону фигуры распятого Спасителя. Близкие изображения святого хорошо известны как в древнерусском искусстве, так и в искусстве XVIII столетия. В монументальной пластике такой вариант иконографии встречается нечасто (например, две скульптуры Иоанна Богослова XVIII века из музея «Невьянская икона»).
Скульптурный образ Иоанна Богослова исполнен в манере, восходящей к традициям древнерусской пластики. Ощущается здесь и некоторое влияние стиля барокко (округлый тип лика с пухлыми щеками, пластическая преувеличенность складок одежд), который проявлялся в русском религиозном искусстве на протяжении всего XVIII века. О создании образа ближе к концу столетия свидетельствуют некоторые стилистические особенности, в частности постановка фигуры, приближающаяся к фронтальной, вытянутые пропорции, почти декоративный рисунок складок одежд.
Какие-либо сведения о мастерской или мастере, изготовившем публикуемый рельеф, отсутствуют. Восходящая к образцам древнерусской пластики архаичная столпообразность фигуры и условность объемов говорят о провинциальном происхождении. Предположительно, он был создан на Тверской земле, о чем косвенно свидетельствуют данные о поступлении его из села Змиево Тверской области.