Падалицын Николай (1893-1930)
Пейзаж
1926
Размер - 12,2 x 15,5
Материал - бумага
Техника - ксилография
Инвентарный номер - ГРС-9412
Приобретено из коллекции Ю.И. Палинова. 2004
Николай Иванович Падалицын принадлежал к ксилографской «школе Фаворского». Он родился в Смоленске, в 1910–1917 годах учился в Московском университете, сначала на математическом факультете, потом перешел на философский, который и окончил. Вернувшись в Смоленск, Падалицын начал художественное образование в изостудии Пролеткульта и продолжил на Полиграфическом факультете Московского ВХУТЕМАСа–ВХУТЕИНа.
Помимо работы над пейзажами Падалицын охотно занимался оформлением печатной продукции – пригласительных билетов, экслибрисов и других произведений такого рода. Сохранились обложки приглашений на заседания Русского общества друзей книги (РОДК), выполненные молодым художником в технике ксилографии. После окончания ВХУТЕИНа он оформлял книги и журналы, сотрудничал с издательством «Молодая гвардия».
Но главной темой этого художника были пейзажи. Их высоко оценил известный критик тех лет П.Д. Эттингер. Он писал, что в гравюрах Падалицына «преобладает чисто славянский лиризм, особенно в его задушевных пейзажах. К ним у этого гравера, очевидно, большое тяготение…»
В пейзажах художника почти всегда есть гармоничное сочетание леса и воды. В приведенном здесь «Пейзаже» в миниатюрной композиции всё четко выстроено: могучие стволы на переднем плане, окруженный водой остров в середине и далекие берега с кустами и деревьями в глубине. В крошечной гравюре – богатство разнообразных штрихов, передающих фактуру коры, острые стебли травы, форму листьев, струистую поверхность воды.
Успешная творческая работа, экспонирование произведений Падалицына на выставках советского искусства за рубежом – всё резко оборвалось в середине 1930 года. Арест. Расстрел. Художник был реабилитирован в 1989 году.