Рельефные изображения двух евангелистов были частью левой створки Царских врат. В верхней половине представлен Иоанн Богослов, в нижней – Марк (местонахождение правой створки с фигурами Луки и Матфея неизвестно). В руках у апостолов кодекс с текстом из первой главы Евангелия от Иоанна: «Въ началѣ бѣ Слово, и Слово бѣ к Бгу и Бгъ бѣ Слово» (Ин. 1: 1).
В Средние века в верхней части святых дверей обычно размещали сцену «Благовещение», в нижней – фигуры четырех евангелистов, реже – создателей литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста. Святые изображались с Евангелиями или свитками в руках. В XVIII–XIX веках иконография врат стала более разнообразной. Рельефные образы евангелистов из собрания Третьяковской галереи могли быть как частью упомянутой традиционной схемы, так и самостоятельной композицией. Этот вариант иконографии появился в русском искусстве в первой половине XVIII столетия. Важная его особенность – изображение евангелистов, держащих одно Евангелие. Близкие аналогии – врата середины XVIII века из Сольвычегодского историко-художественного музея и врата 1777 года из придела Максима Исповедника вологодской церкви Димитрия Прилуцкого на Наволоке.
Кодекс, который Иоанн и Марк держат как святыню, выделен размером, что указывает на важное значение его в смысловой структуре некогда целостного произведения. Воспроизведенный текст, согласно толкованию архиепископа Феофилакта Охридского, повествует о предвечном существовании Бога Сына в единстве с Богом Отцом. Само Евангелие свидетельствует о вочеловечении и крестной жертве Иисуса Христа.
Значительные по размеру фигуры евангелистов были изготовлены профессиональным резчиком в манере, восходящей к традициям древнерусской скульптуры. Ориентация мастера на иконные образцы дает возможность предположить, что Царские врата, частью которых они были, предназначались для большого провинциального храма.