Богоматерь Нечаянная радость, с чудотворными иконами Богоматери
XIX век
Размер - 121 x 94
Материал - дерево
Техника - темпера
Инвентарный номер - Инв.28821
Поступило от Пролетарского Райсовета. 1941
Композиция многочастной иконы состоит из центрального образа Богоматери «Нечаянная радость» в окружении 120 изображений чудотворных икон Богоматери.
Сюжет иконы «Нечаянная радость» с коленопреклоненным человеком, молящимся перед иконой Богоматери с Младенцем, восходит к сочинению святителя Димитрия Ростовского (Туптало) «Руно орошенное», изданному в Чернигове в 1683 году. Некий человек каждый раз, отправляясь на злое дело, молился перед иконой Богоматери. Но однажды во время молитвы он увидел живую Богоматерь с Младенцем, а из ран на теле Младенца текла кровь. Человек в страхе спросил Богоматерь об этих ранах, на что получил ответ, что кровоточащие раны на теле Христа открываются от грехов людей. Человек стал просить Богоматерь умолить Христа простить его прегрешения. Однако Христос трижды отвергал Ее молитвы, но после сжалился и попросил грешника в знак прощения поцеловать Его раны. Когда грешник поцеловал раны Христа, видение исчезло. Прощение стало для грешника «нечаянной радостью» и послужило началом новой, праведной жизни.
Когда и где появилась первая икона на этот сюжет – неизвестно. Одна из самых почитаемых икон была вложена в московскую церковь Неопалимой Купины близ Девичьего поля в 1835 году.
Иконография почитаемых в России образов Богоматери восходит к большим гравюрам, которые появились в начале XVIII века и содержали различное число изображений, расположенных в произвольном порядке или по месяцеслову. Большие гравюры разрезались на отдельные композиции и использовались для иллюстрирования книг, содержащих рассказы о чудотворных иконах Богоматери. Источником для гравюр служили печатные листы с изображением прославленных икон, получившие широкое распространение в Польше и Малороссии во второй половине XVII века. Идея составления свода чудотворных икон связана, возможно, с появлением в конце XVII – начале XVIII века людей, отрицавших их чудотворность.
Публикуемая икона происходит из церкви Сорока мучеников на Новоспасской площади в Москве.