Богоматерь. Фрагмент композиции «Распятие»
Конец XVIII века
Размер - 145 x 38 x 16
Материал - дерево, левкас
Техника - резьба, позолота
Инвентарный номер - ДР-942
Поступило из Всесоюзного производственно-художественного комбината. 1974
Рельефные изображения Богоматери и Иоанна Богослова входили в состав монументальной композиции «Распятие». Кроме фигур Девы Марии и евангелиста Иоанна скульптурная группа включала изображение распятого Христа. Не сохранившийся до наших дней образ Спасителя находился в ее центре.
Подобные резные распятия широко использовались в убранстве церковных интерьеров начиная с XVII столетия. Их размещали в алтаре за престолом, в завершении иконостаса. В XVIII веке они стали играть более заметную роль в храмовом пространстве. Распятие, включавшее образы из собрания Третьяковской галереи, могло находиться как в пространстве, предназначенном для верующих, так и в венчающей части иконостаса. Некогда стоявшая у креста Богоматерь представлена с молитвенно сложенными у груди руками. Этот традиционный жест в данном случае имеет свои особенности: кисти Марии сжаты, что напоминает положение рук молящихся, принятое в католической традиции. По всей видимости, эта деталь была заимствована напрямую или опосредованно из западноевропейского искусства. Жест Марии свидетельствует как о состоянии молитвы, так и о внутреннем переживании, сердечной скорби, что подчеркнуто смещением рук в левую сторону, к сердцу. Точные повторения этого жеста в русской религиозной скульптуре XVIII века неизвестны.
Скульптурный образ Богоматери исполнен в манере, восходящей к традициям древнерусской пластики. Ощущается здесь и некоторое влияние стиля барокко (округлый тип лика с пухлыми щеками, S-образный изгиб фигуры), которое проявлялось в русском религиозном искусстве на протяжении всего XVIII века. О создании образа ближе к концу столетия свидетельствуют некоторые стилистические особенности, в частности постановка фигуры, приближающаяся к фронтальной, вытянутые пропорции, почти декоративный рисунок складок одежд.
Какие-либо сведения о мастерской или о мастере, изготовившем публикуемый рельеф, отсутствуют. Восходящая к образцам древнерусской пластики архаичная столпообразность фигуры и условность объемов говорят о провинциальном происхождении. Предположительно, он был создан на Тверской земле, о чем косвенно свидетельствуют данные о поступлении его из села Змиево Тверской области.