Для Николая Павловича Феофилактова Венеция, начиная с 1919 года, стала любимой темой. Он был счастлив в этом городе с первых поездок 1906−1913 годов. Поэтическая, романтическая Венеция служила для него важным контрастом окружающей жизни послереволюционных двадцатых. Художник наполняет достоверные виды Венеции фантастическими образами. На фоне полузатопленных зданий по лагуне плывет огромная рыба, вслед за ней движется фигурка пловца, а может быть, и какое-то неведомое существо. Тема Венеции не оставляла художника. Он рисовал и показывал такие рисунки на выставках не раз. Феофилактов не прочь был включить в изображение аллегорию.
В 1926 году художник написал несколько страниц воспоминаний под названием «Венеция». «Во всем венецианском цикле, – пишет биограф, – выражена мечта о гармоническом счастье, освобожденной жизни чувства, слитой с природой и искусством».
Н.П. Феофилактов получил известность в 1910-е годы. Он сотрудничал в самых изысканных по оформлению журналах: «Мир искусства», «Весы», «Золотое руно». Его называли «московским Бёрдслеем». В то время он выполнял рисунки тонкой линией. В 1920-е художник стал больше заниматься живописью, и в рисунках проявилась иная манера – живописное сгущение штрихов. Эта новая стилистика позволяла передать в тушевом рисунке массивность каменных построек, фактуру стен, легкую зыбь водной поверхности, облачное небо.