Створа складня от иконы «Святая Троица (Гостеприимство Авраама)». История Авраама и Лота
Около 1600
Размер - 157,5 x 26,5
Материал - дерево, левкас
Техника - темпера
Инвентарный номер - Инв.28716/1
Поступило из Костромского музея. 1934
Изображение Троицы в среднике повторяет иконографическую схему «Троицы» Андрея Рублёва, отличаясь от нее только форматом и интерпретацией деталей фона. На четырех створах, располагающихся по две по сторонам от средника, представлено так называемое деяние Троицы: история гостеприимства Авраама и Лота, благословления ангелами «избранного народа» и уничтожения нечестивых городов Содома и Гоморры, изложенная с многочисленными подробностями, почерпнутыми не только из ветхозаветного повествования, но и из некоторых апокрифических источников. Это один из двух основных вариантов цикла ветхозаветных сюжетов, который мог присутствовать в русских иконах Троицы со второй половины XVI века.
Икона происходит из Ипатьевского монастыря города Костромы. Первое упоминание об иконе, вложенной в монастырь Дмитрием Ивановичем Годуновым, содержится в Переписных книгах костромского Ипатьевского монастыря 1595 года – среди нескольких местных «Троиц» она опознается по серебряной доске с вкладной записью, которая раньше располагалась на окладе средника. Сведения о наличии у этой иконы створ с живописными клеймами появляются только в монастырской Описи 1610 года, составленной костромским воеводой Б.М. Салтыковым, подтверждающей предположение, что они были исполнены несколько позже, около 1600 года. Их ближайшая иконографическая и стилистическая аналогия – створы, вложенные в 1600 году Борисом Годуновым в Троице-Сергиев монастырь к образу Троицы Андрея Рублёва.
Несмотря на значительное количество утрат и поновлений, сделанных во время одной или нескольких домузейных реставраций, развитая иконография и высокое мастерство исполнения позволяют рассматривать костромской комплект створ – так же, как аналогичный комплект из Троице-Сергиева монастыря, – в числе лучших образцов московской годуновской школы рубежа XVI–XVII столетий. Существует предположение, что оба комплекта исполнены известным московским иконописцем Истомой Савиным.
Состав клейм: 1. Явление Аврааму трех ангелов; 2. Авраам поклоняется ангелам; 3. Авраам велит Сарре замесить хлеб для угощения. Сарра месит и раскатывает тесто; 4. Авраам выбирает тельца, приводит его к слуге. Слуга закалывает тельца; 5. Гостеприимство Авраама; 6. Ангелы предрекают Сарре рождение сына Исаака; 7. Ангелы разрешают сомнения Сарры и подтверждают свое пророчество; 8. Авраам провожает ангелов; 9. Господь (один из ангелов) благословляет Авраама и его потомство и беседует с ним о судьбе Содома; 10. Авраам расстается с ангелами у стен Содома; 11. Явление ангелов Лоту; 12. Лот ведет двух ангелов в свой дом и служит им за трапезой; 13. Жители Содома осаждают дом Лота, требуя выдать им пришельцев; 14. Содомляне с дубинами в руках угрожают разгромить дом Лота, Лот увещевает их; 15. Ангелы поражают содомлян огнем; 16. Ангелы сообщают Лоту о своем намерении истребить Содом; 17. Лот сообщает жителям Содома о скорой гибели их города; 18. Ангелы уводят Лота и его семейство из Содома; 19. Гибель Содома. Обращение жены Лота в соляной столп; 20. Авраам взирает на погибшие города Содом и Гоморру.