Most Миша (род. 1981)
Warning-no-845
2014
Размер - 121 x 91
Материал - холст
Техника - эмаль
Инвентарный номер - НТ Ж-578
Дар Фонда поддержки современного искусства «ВИНЗАВОД». 2018
Миша Most – один из пионеров московского стрит-арта. Изначально работая с граффити, он исследовал тему «вторжения»: искусства – в городскую среду, цензуры – в искусство, а экологических, социальных и политических проблем современности – в наши ожидания и прогнозы на будущее. В 2006 году Most поменял формат уличного искусства на станковую живопись, плоскость стены – на холст. Смена «носителя» дала ему возможность выступать в разных выставочных проектах в США, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Швейцарии и других странах.
В серии «Warning» («Предупреждение») 2010-х автор «моделирует» некие плакаты или щиты по гражданской обороне будущего, предупреждающие о возможных катаклизмах и рекомендующих способы выживания. По словам художника, на эту серию его вдохновил случайно найденный сборник эссе советских ученых и писателей-фантастов о возможных версиях развития цивилизации. «Там описывалось то, каким будет 2000 год, 2010-й... Эта история основывалась на научных данных. Тогда мы стали космос развивать, будущее для людей резко поменялось, стало более возвышенным, красивым, позитивным... Сейчас будущее стало утилитарным, а не романтическим, как тогда». Картина художника предъявляет самую мрачную фантазию о грядущем выживании человечества после катастрофы.
«Warning-no-845» представляет собой таблицу с ячейками, в которых размещены рисунки разных типов – от схем до видов разрушающегося города и космической свалки оружия. Каждый рисунок обрамлен поясняющими надписями, нанесенными курсивом. В отдельных случаях их можно прочесть, но чаще строки лишь имитируют текст. Изображения сгруппированы в горизонтальные ряды, в которых соседствуют футуристическая военная техника, горящие города с «грибами» взрывов над горизонтом, диаграммы изменения радиационного фона среды и химического состава атмосферы, специальные костюмы защиты и приборы мониторинга загрязнения, и в довершение – панорама поврежденной катаклизмом планеты под темно-синим небом, заполненным зловещими геометризованными телами, напоминающими и снаряды, и летательные аппараты, и обломки техники.
Работы этой серии, исполненные в характерной манере подробного, яркого и отстраненного иллюстрирования, вызывают двойственное чувство. С одной стороны, они побуждают зрителя с интересом рассматривать воображаемый и ярко, как в комиксах, отрисованный мир в состоянии последней войны, с другой – с ужасом представлять себе такой планшет на стенах промозглого бункера двадцать какого-то века.