Most Миша (род. 1981)
Статья 214
2012
Размер - 100 x 120
Материал - холст
Техника - акрил, масло, эмаль, лак, аэрограф
Инвентарный номер - НТ Ж-576
Дар Фонда поддержки современного искусства «ВИНЗАВОД». 2018
Композиция на полотне Миши Most – своего рода граффити-реакция на статью № 214 Уголовного кодекса Российской Федерации. В ней сообщается о наказании за «вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений» и порчу имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. Эта статья напрямую касается биографии художника – Миша Most начинал как стрит-артист, и только в 2006 году переместился на территорию станковой живописи. Но в большой серии картин на тему статей Конституции РФ, посвященных свободе слова и вандализму, соблюден точный баланс между этими разными медиа. Прямоугольники картин, как пазлы, могут соединяться в экспозициях, превращаясь в подобие закрашенной городской стены, либо, показанные отдельно, восприниматься как репродукция ее фрагмента. Собственно, изначально нейтральная плоскость холста способствует такому бесконфликтному переводу живописи с одной плоскости на другую: «Граффити же зародилось в гетто-районах с панельными и блочными домами. С серыми плоскими стенами проще всего работать» (Миша Most).
«Статью 214» можно назвать картиной-размышлением или визуализированным комментарием автора в разговоре на вечную тему пересечения личной свободы – в частности, свободы творчества – с системой государственного и общественного контроля. На холсте представлен своего рода перевертыш: акт вандализма здесь – нанесение текста статьи № 214 на плоскость, а борьба с вандализмом – нагромождение разноцветных пятен акрила, масла, эмали. Использование художником аэрографа (спрей-баллона) и многочисленные вертикальные затеки краски еще более сближают живописную композицию с эстетикой стрит-арта.
В картине, которую зритель может воспринимать как почти декоративную абстракцию, автор на самом деле обращается к еще одной очень важной проблеме: несоответствия места и статуса публичного визуального высказывания. Антивандальная статья, воспроизведенная не в своде законов, а на заборе или стене, сама становится соучастницей акта вандализма, в то время как перекрывающие ее красочные пятна (по сути, те же граффити) выступают законной мерой охраны «визуального правопорядка».