Лапченко Григорий (1801-1876)
Купальщица
Начало 1830-х
Размер - 71,6 x 58,2
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.241
Приобретено П.М. Третьяковым у А. Беггрова. 1876
Г.И. Лапченко – сын украинского казака И.В. Лапы. Первоначальные художественные навыки будущий мастер приобрел у помещика и художника-дилетанта С.В. Превлоцкого в его имении в местечке Корсунь. Благодаря покровительству графа М.С. Воронцова он продолжил обучение у Я.Я. Никитина, бывшего придворного живописца князя Г.А. Потёмкина-Таврического, в городе Белая Церковь. В 1822–1829 годах Лапченко учился в Академии художеств в классе исторической живописи А.И. Иванова. В 1829-м получил звание классного художника, с 1830 по 1838–1839 год работал в Италии в качестве пенсионера Академии, затем вернулся в Малороссию.
По мнению украинских исследователей, картина была написана в 1840-м после возвращения художника из-за границы. Более верным представляется отнесение времени ее создания к началу 1830-х годов, периоду пребывания Лапченко в Италии, о чем свидетельствует и высокий уровень исполнения, и работа с обнаженной моделью. Следует иметь в виду также, что после 1834 года художник потерял зрение.
Изображение обнаженной женской натуры восходит к иконографии купающейся Венеры. Художник истолковывает эту распространенную в западноевропейском искусстве тему в своем вкусе – в реалистической манере. Лапченко с любовью передает нюансы свежей бархатной кожи молодого женского тела, сияющего на солнце. Пейзаж, еле различимый и показанный в тени фрагментарно, несколько диссонирует с тонко моделированной фигурой на переднем плане.
В собрании Третьяковской галереи это единственная работа художника. Аналогичная по сюжету картина «Сусанна, застигнутая старцами» (1831, Государственный Русский музей) также представляет обнаженную женскую фигуру. К ней относятся восторженные слова Александра Иванова в письме в Общество поощрения художников из Рима: «Лапченко есть доказательство в истории русских художников, что, приехав в Рим, можно заняться тотчас делом, и делом важным, имея половинную пенсию! Его “Сусанна” вам то докажет. Он теперь кончил копию с Андреа Сакки; написал портрет с первой здесь красавицы: написать портрет сей, по моему мнению, труднее, нежели всю Сусанну. С первой красавицы Италии портрет сей есть!»