Лемох Кирилл (1841-1910)
Утро в швейцарской
1874
Размер - 40,5 x 51,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.580
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1874
Выпускник Императорской Академии художеств, член-учредитель Товарищества передвижников жанрист Карл Лемох в своем творчестве не стремился к открытому обличению социальной несправедливости. Вглядываясь в жизнь «маленьких людей», он видел в ней не столько нищету и лишения, сколько проявления человеческого характера, искренность чувств и стойкость перед непрекращающимися невзгодами. Часто, стремясь усилить выразительность композиций, художник включал в свои работы нарочито трогательные изображения детей, что стало отличительной чертой его произведений.
Изображая утро в швейцарской, художник отмечает запущенность жилья, тесноту пространства и скромность обстановки. Непритязательный быт преображают хозяева жилища, чьи размеренные утренние занятия наполняют картину жизнерадостным настроением: седой швейцар собирается на службу, пока его дочь завтракает у окна, разделив трапезу с любимой кошкой. Интерьер дома по-своему уютен: на подоконнике стоят цветы, к оконной раме прикреплена небольшая икона. Пробивающееся через окно солнце заливает комнату теплым золотым светом.
Художник Я.Д. Минченков, автор «Воспоминаний о передвижниках», описывал Лемоха как крайне чуткого и отзывчивого человека, который «ни на кого <…> не сердился и никого не винил», верил, что «весь свет хорош – и бедные и богатые». Эта особенность характера отразилась и в творчестве художника. Поэтическое восприятие действительности, внимание к подробностям быта, трогательные, подчас умилительные детали сближают его произведения с идеями искусства сентиментализма и бидермейера.
Особый подход Лемоха к бытовому жанру отмечали уже современники: в 1875 году «за искусство в познании живописи народных сцен» художник был удостоен звания академика.