Свебах Жак-Франсуа-Жозеф (1769-1823)
Прогулка в парке русского имения
1820
Размер - 33 x 40,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.9156
Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музея. 1927
Живописец Ж.Ф.Ж. Свебах был сыном и учеником художника Франсуа Луи Свебаха. В Париже будущий мастер также учился у М. Дюплесси и с 1791 года принимал участие в выставках Салона под псевдонимом Дефонтен. В 1802–1813 годах Cвебах был «первым живописцем» Севрской фарфоровой мануфактуры. Гравюры из изданной им в 1807 году «Живописной энциклопедия Свебаха» долгое время служили образцами для декорирования фарфоровых изделий. С 1815 по 1820 год художник находился в России, куда был приглашен графом Д.А. Гурьевым возглавить живописную мастерскую Императорского фарфорового завода в Петербурге. В 1820-м Свебах жил в Москве, обучал учеников в мастерской росписи фарфора в усадьбе князя Н.Б. Юсупова – Архангельское.
На небольшой картине изображен вид на усадьбу Пехра-Яковлевское близ Москвы, в начале ХIХ века принадлежавшую князьям Голицыным. Имение располагалось вблизи Владимирского тракта, на высоком берегу речки Пехорки. На левом берегу показан архитектурный ансамбль усадьбы, центр которого – особняк (1783–1786, К.И. Бланк (?)) в стиле раннего классицизма, с двумя флигелями (не ранее 1790-х, Ф.П. Казие). Слева от него стоит Спасская (Преображенская) церковь (1782) – двухколоколенный ротондальный храм, редкий тип церковного зодчества для Подмосковья. В состав ансамбля входили также театр и оранжерея в стиле ампир (1800-е, А.А. Менелас). Перед домом разбит обширный сад. В пейзажную композицию привнесено жанровое начало: на переднем плане изображено семейство на прогулке, любующееся видом на усадьбу. Группу дополняет коляска с кучером, запряженная четверкой лошадей.
Свебах часто исполнял пейзажные виды с изображением изящных тонконогих лошадей. Писал свободно, прозрачно, артистичным мазком. Опыт художника в области росписи фарфору сказался в тщательной проработке деталей, четких силуэтах фигур. Живописец принадлежал к академическому направлению, искусно группировал стаффажи, прекрасно владел перспективой и строил композицию.
Эта картина – единственная работа Свебаха в собрании Третьяковской галереи. Его произведения очень редки в отечественных коллекциях, и это полотно имеет большое иконографическое значение. Его аналогии – «Казаки и прачки» и «Всадники на привале» (Музей-усадьба «Архангельское»).