Туризм в XIX веке продолжал традицию века предшествующего, согласно которой путешествие – это способ приобретения знаний. В «Гран тур» должен был отправиться любой богатый молодой джентльмен для посещения исторических мест, знакомства с архитектурой и искусством разных стран. Естественно, путешественники стремились зафиксировать свои впечатления о поездке как в текстовом, так и в изобразительном виде. После изобретения и внедрения фотографических процессов светопись стала самым предпочтительным и надежным способом создания и представления визуальных записей путешествий, так как полученные изображения были наиболее достоверными. В XIX веке новые транспортные средства позволяли преодолевать значительные расстояния с большей скоростью и комфортом, чем прежде. Технически совершенствовалась и фотография, были созданы новые камеры, небольшие и простые в эксплуатации, а также сухие пластины, не требующие сенсибилизации перед экспонированием. Туризм и фотография стали доступными не только для состоятельных людей, но и для представителей среднего класса, благодаря чему развивалась туристическая индустрия. Путешественники не всегда успевали увидеть всё, что планировали, но у них появилась возможность восполнить пробелы с помощью фотоснимков, как собственных, так и сделанных профессиональными мастерами, которые можно было приобрести во время поездки. Многие фотографы занялись удовлетворением растущего спроса на туристическую фотографию, становясь издателями и продавцами снимков. Распространением изображений на рынке занимались и книжные магазины, а также издательства, которые привлекали к съемке фотографов, тиражировали их изображения, во многих случаях не указывая авторов.
Одним из таких издательств была швейцарская компания Photoglob, основанная в Цюрихе в 1889 году. В 1895-м она объединилась с типографией Шрёдера и Кo и была переименована в Edition Photoglob. Издательство предлагало виды Швейцарии, а также отправляло своих фотографов по всей Европе. В 1896 году компания располагала 3000 изображений европейских достопримечательностей, в дальнейшем их количество увеличилось. Компания специализировалась на печати и продаже цветных фотохромных изображений, но использовала и фотомеханические способы, например коллотипию. При этом процессе типографское клише изготавливалось на металлической или стеклянной пластине, покрытой светочувствительным слоем хромированной желатины.
В фотоархиве Третьяковской галереи хранятся три снимка, выполненных в этой технике, – виды швейцарского города Лугано и горы Сан-Сальваторе, кафедрального собора в Милане. Классическое путешествие всегда предполагало посещение Италии с ее богатейшим культурным наследием и прекрасной природой, поэтому фотографии итальянских достопримечательностей пользовались большим спросом.
На снимке один из самых известных готических храмов Италии – миланский кафедральный собор Рождества Девы Марии. Фотограф использовал при съемке горизонтальный формат, панорамный ракурс которого давал возможность выгодного обзора памятника, а маленькие фигуры людей перед собором подчеркивали его величественность. Технически съемка и печать выполнены очень хорошо, при увеличении можно рассмотреть каждую деталь здания.
Автор фотографии неизвестен, на отпечатке есть только названия издательства Edition Photoglob и фотографии, а также номер, который присваивался негативу. В дальнейшем по этим номерам можно было заказывать открытки или копии отпечатков.