Апостол Петр
1689 (?)
Размер - 169,5 x 70,5
Материал - дерево
Техника - темпера
Инвентарный номер - Инв.24427
Поступило из Московского отдела народного образования. 1931
Икона происходит из деисусного чина иконостаса церкви Космы и Дамиана в Кадашах (Москва, ул. Большая Полянка).
Апостол Пётр изображен в рост. В правой руке он держит ключ от врат рая, в левой – наполовину развернутый свиток с евангельским текстом «Ты еси Христос сын Бога живаго».
Апостол Пётр – один из двенадцати апостолов. Первоначальное его имя – Симон. Имя Пётр (греч. «камень») он получил от Христа. Став учеником Иисуса, Пётр сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. На вопрос Иисуса ученикам, что они о Нем думают, Пётр без колебаний ответил, что Он есть «Христос, Сын Бога живого». В ответ Иисус произнес: «Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».
В Деяниях апостолов говорится об особом даре Петра: он проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу до пяти тысяч человек. За свою проповедническую деятельность был заключен в Риме под стражу, а затем казнен. Церковное предание называет Петра первым римским епископом.
История церкви Космы и Дамиана восходит к XVI веку. Древний деревянный храм в 1656 году был заменен каменным, возведенным на деньги прихожанина Филиппа Савельева. Главный престол нового храма посвятили празднику Рождества Богородицы, а придельные – Николаю Чудотворцу и святым целителям Косме и Дамиану. В конце XVII века мастерами царской Оружейной палаты для церкви был написан новый пятиярусный иконостас (местный ряд, деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий). Одна из икон этого иконостаса – «Иоанн Предтеча в пустыне со сценами жития» – сохранила подпись жалованного иконописца Оружейной палаты Тихона Филатьева: «Лета 7197 писал иконописец Тихон Иванов сын Филатьев». Надпись позволяет предположить, что весь пятиярусный иконостас был написан под руководством этого мастера и, следовательно, может быть датирован 1689 годом. Предположительно, финансировал создание иконостаса гость Кондратий Маркович Добрынин, который совместно с сыном Логином возвел в Замоскворечье еще два храма – церковь Воскресения в Кадашах и церковь Святителя Николая в Толмачах.
Храм Космы и Дамиана был закрыт в 1930 году и снесен в 1933-м. Иконы из разрушенного храма через музейный отдел Наркомата просвещения поступили в Третьяковскую галерею.
В 1986–1994 годах храм Святителя Николая в Толмачах отреставрировали и установили в нем иконостас церкви Космы и Дамиана, близкий по времени создания и составу иконостасу толмачевской церкви, сохранившему только местный ряд.
Храм Николы в Толмачах закрыли в 1929 году. Праздничный, деисусный, пророческий и праотеческий ряды храмового иконостаса передали в церковь Григория Неокесарийского на Большой Полянке, где они находились вплоть до его закрытия в 1939 году, после чего следы икон теряются, и их местонахождение на сегодняшний день неизвестно.