Апостол Павел
1689 (?)
Размер - 169,5 x 72
Материал - дерево
Техника - темпера
Инвентарный номер - Инв.24507
Поступило из фонда Московского отдела народного образования. 1931
Икона происходит из деисусного чина иконостаса церкви Космы и Дамиана в Кадашах (Москва, ул. Большая Полянка). Апостол изображен в рост, с закрытой книгой в руках.
Апостол Павел (первоначальное имя – Савл) родился в богатой семье иудеев, исповедовавших закон Моисея, и получил прекрасное образование. В своих спорах с последователями Христа Савл дошел до их жестокого преследования. На пути в Дамаск, куда он направлялся, чтобы арестовывать христиан, Савл внезапно ослеп от ярчайшего света с неба и услышал укоризненный голос Спасителя. В Дамаске, после того как Савл был исцелен Ананией, он принял христианство с именем Павел и стал горячим последователем и проповедником Евангелия. В 65 году Павел был заключен под стражу в Риме, а затем обезглавлен. Написанные им четырнадцать Посланий церковным общинам и отдельным людям составили значительную часть Нового Завета и стали основополагающими текстами христианского богословия.
История церкви Космы и Дамиана восходит к XVI веку. Древний деревянный храм в 1656 году был заменен каменным, возведенным на деньги прихожанина Филиппа Савельева. Главный престол нового храма посвятили празднику Рождества Богородицы, а придельные – Николаю Чудотворцу и святым целителям Косме и Дамиану. В конце XVII века мастерами царской Оружейной палаты для церкви был написан новый пятиярусный иконостас (местный ряд, деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий). Одна из икон этого иконостаса – «Иоанн Предтеча в пустыне со сценами жития» – сохранила подпись жалованного иконописца Оружейной палаты Тихона Филатьева: «Лета 7197 писал иконописец Тихон Иванов сын Филатьев». Надпись позволяет предположить, что весь пятиярусный иконостас был написан под руководством этого мастера и, следовательно, может быть датирован 1689 годом. Предположительно, финансировал создание иконостаса гость Кондратий Маркович Добрынин, который совместно с сыном Логином возвел в Замоскворечье еще два храма – церковь Воскресения в Кадашах и церковь Святителя Николая в Толмачах.
Храм Космы и Дамиана был закрыт в 1930 году и снесен в 1933-м. Иконы из разрушенного храма через музейный отдел Наркомата просвещения поступили в Третьяковскую галерею.
В 1986–1994 годах храм Святителя Николая в Толмачах отреставрировали и установили в нем иконостас церкви Космы и Дамиана, близкий по времени создания и составу иконостасу толмачевской церкви, сохранившему только местный ряд.
Храм Николы в Толмачах закрыли в 1929 году. Праздничный, деисусный, пророческий и праотеческий ряды храмового иконостаса передали в церковь Григория Неокесарийского на Большой Полянке, где они находились вплоть до его закрытия в 1939 году, после чего следы икон теряются, и их местонахождение на сегодняшний день неизвестно.