Икона «Предста Царица» – центральная в деисусном ряду иконостаса церкви Космы и Дамиана в Кадашах (Москва, ул. Большая Полянка). Иконография «Предста Царица» формировалась в XIV веке и основана на текстах псалмов 109 и 44.
На иконе из Государственной Третьяковской галереи Христос изображен как Великий архиерей, восседающий на престоле с раскрытым Евангелием; слева Ему предстоит Богородица в царских одеждах с развернутым свитком в правой руке, справа – Иоанн Предтеча с развернутым свитком в левой руке.
История церкви Космы и Дамиана восходит к XVI веку. Древний деревянный храм в 1656 году был заменен каменным, возведенным на деньги прихожанина Филиппа Савельева. Главный престол нового храма посвятили празднику Рождества Богородицы, а придельные – Николаю Чудотворцу и святым целителям Косме и Дамиану. В конце XVII века мастерами царской Оружейной палаты для церкви был написан новый пятиярусный иконостас (местный ряд, деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий ряды). Одна из икон этого иконостаса – «Иоанн Предтеча в пустыне со сценами жития» – сохранила подпись жалованного иконописца Оружейной палаты Тихона Филатьева: «Лета 7197 писал иконописец Тихон Иванов сын Филатьев». Надпись позволяет предположить, что весь пятиярусный иконостас был написан под руководством этого мастера и, следовательно, может быть датирован 1689 годом. Предположительно, финансировал создание иконостаса гость Кондратий Маркович Добрынин, который совместно с сыном Логином возвел в Замоскворечье еще два храма – церковь Воскресения в Кадашах и церковь Святителя Николая в Толмачах.
Храм Космы и Дамиана был закрыт в 1930 году и снесен в 1933-м. Иконы из разрушенного храма через музейный отдел Наркомата просвещения поступили в Третьяковскую галерею.
В 1986–1994 годах храм Святителя Николая в Толмачах отреставрировали и установили в нем иконостас церкви Космы и Дамиана, близкий по времени создания и составу иконостасу толмачевской церкви, сохранившему только местный ряд.
Храм Николы в Толмачах закрыли в 1929 году. Праздничный, деисусный, пророческий и праотеческий ряды храмового иконостаса передали в церковь Григория Неокесарийского на Большой Полянке, где они находились вплоть до его закрытия в 1939 году, после чего следы икон теряются, и их местонахождение на сегодняшний день неизвестно.