Острецов Георгий (род. 1967)
Смерть профессора
1986
Размер - 104,3 x 198,5
Материал - гофрокартон
Техника - гуашь, темпера (ПВА)
Инвентарный номер - НТ О-676/1
Дар автора. 2019
Георгий (Гоша) Острецов – одна из знаковых фигур московской неофициальной художественной сцены 1980-х годов. Примкнув в 1985 году к первому в стране артистическому сквоту «Детский сад», Острецов прочно укрепился в содружестве собиравшихся там художников, музыкантов, режиссеров и модельеров, среди которых были Герман Виноградов, Андрей Ройтер, Николай Филатов, а также их ленинградские гости: Тимур Новиков, Гарик Асса, Сергей Бугаев (Африка), участники культовой группы «Кино» и другие.
Творчество Острецова в этот период полностью соответствовало синтетическому характеру «новой волны» в искусстве 1980-х, соединявшей всё многообразие практик современной культуры. Художник с легкостью комбинировал традиционные материалы с нехудожественными, вводил в изобразительную ткань произведений текст, соединял символику русского авангарда 1920-х с узнаваемыми образами американского поп-арта и стилистикой комикса. Он создавал авторские костюмы для перформансов и модных дефиле, где выступал одновременно в роли дизайнера, режиссера и модели.
«Смерть профессора» – трехмерный живописный объект, созданный специально для выставки в доме культуры «Медик», который был одним из центров молодежной культуры эпохи перестройки. На сложенном гармошкой листе гофрокартона разворачивается душераздирающая драматическая сцена: главный герой, «профессор», падает, сраженный пулей в своей лаборатории. Прошедшая навылет окровавленная пуля и траектория ее полета изображены с помощью пронзающего насквозь древка лопаты, покрашенного в красный и серебристый цвета. Попавшая в «профессора» пуля – серебряная, а герой, по всей видимости, оказывается вампиром и оборотнем. Повествование завершается на оборотной стороне ширмы изображением обнаженного тела профессора, лежащего на столе в морге.
Динамике сюжета, напоминающего стоп-кадр из «черной» кинокомедии, соответствует не только поза распластавшего руки падающего героя, но и по-юношески непосредственная попытка художника, которому в 1987 году было 20 лет, выйти за пределы плоскостного изображения. Нарисованная в примитивистской манере сценка обретает объемность благодаря форме стоящей на полу ширмы, а также включению в композицию реального предмета – древка.