Растительный орнамент. Книжная заставка
Патрон шедевра
Неизвестный художник
Растительный орнамент. Книжная заставка
XVII век
Размер - 4,2 x 13,5
Материал - бумага
Техника - ксилография
Инвентарный номер - АРХ ГР-4125/8
Приобретено у А.И. Циновой. 1980
В Третьяковской галерее хранится альбом в картонном переплете, оклеенном коричневой «мраморной» бумагой, с коричневым кожаным корешком. Он происходит из коллекции петербургского библиофила Николая Павловича Дурова и озаглавлен владельцем – «Русская орнаментика XVII века».
Николай Дуров, профессор Института инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге, был обладателем крупного книжного собрания, составлявшегося в 1850–1870-е годы по примеру московского собирателя А.Д. Черткова исключительно из сочинений, относящихся к России.
Библиотека включала отделы истории, географии, этнографии, статистики, биографий русских людей, описания церквей и монастырей и другие сочинения. Общее число книг составляло около 25 000 томов (10 000 названий), в том числе около 100 рукописных. Самыми ценными были издания петровского времени. На книжных сокровищах коллекционер проставлял свои владельческие знаки – именные печати с надписями вязью «Дуров» или «Собрание Н. Дурова».
В альбом вклеены и вложены рисованные и гравированные орнаменты, вырезанные, вероятно, из плохо сохранившегося иконописного подлинника XVII века.
Иконописный подлинник – руководство для древнерусских художников, собрание образцов, в соответствии с которыми выполнялись все канонические изображения при написании икон, фресок, а также рукописных книг.
Альбом из библиотеки Дурова содержит преимущественно элементы книжных украшений. Иконописный подлинник, из которого они были взяты, по-видимому, происходит из Антониево-Сийского монастыря.
На обороте этого листа есть надпись, включающая имя чернеца Никодима – иконописца Василия Мамонтова, который в 1673 году стал монахом Антониево-Сийского монастыря под именем Никодима. Впоследствии, продолжая заниматься иконописанием, он служил монастырским книгохранителем, руководил переписыванием и иллюстрированием книг монастырской библиотеки, а с 1692 года стал архимандритом монастыря. Его имя часто встречается в Большом и Малом сийских иконописных подлинниках, хранящихся ныне в отделах рукописей Российской национальной библиотеки и Библиотеки Российской академии наук.