Жан Франсуа Тома де Томон известен как архитектор Биржи на стрелке Васильевского острова. Однако большую славу при жизни ему принесла не только архитектурная деятельность. Среди современников Томон был известен в том числе как невероятный по тонкости и мастерству рисовальщик. В его творческом наследии особую роль играют итальянские фантазии, над которыми он работал в разные периоды своей жизни.
Апеннинский полуостров, его архитектура и история вдохновляли Томона на создание фантазий – выдуманных композиций, которые включали определенный набор мотивов, переходящих от одного рисунка к другому в разных компоновках и художественных вариациях. Руины, стелы, мраморные саркофаги, беседующие путешественники, прогуливающиеся местные жители, античные строения на фоне – всё это Томон создавал на основе реальных прототипов и своих собственных впечатлений от Италии, которую он посещал в разные годы после окончания Академии архитектуры в Париже. Подобные фантазийные композиции были популярны во второй половине XVIII века, они носили название «романтические каприччио», и многие художники пробовали себя в этом направлении.
В рисунке «Пейзаж с античными руинами» статуя с восседающим мужчиной восходит к оригиналу древнеримской статуи Марка Клавдия Марцелла, консула и оратора Римской республики. В правом нижнем углу на капители колонны художник поставил дату и свою подпись «T.T» – Thomas de Thomon, без которой не обходился почти ни один его рисунок. В 1794 году, на момент создания работы, архитектор и рисовальщик находился в Вене на службе у князя Эстерхази. Рисунок из собрания Третьяковской галереи входит в число ранних фантазий Томона, связанных с Италией. В дальнейшем Томон создаст отдельную серию из пяти альбомов под названием «Souvenir d’Italie» («Воспоминания об Италии»).