Пырин Михаил (1874-1943)
В гости
1899
Размер - 53 x 44,3
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.3750
Приобретено Советом Третьяковской галереи у автора. 1900
Михаил Пырин рос в большой крестьянской семье, где было семеро детей. С пяти лет он увлекся рисованием, позже отец устроил его в иконописную мастерскую в Казани. Знакомство с художником-передвижником Иваном Богдановым вдохновило его на поступление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1892–1900). Он обучался у талантливых живописцев и педагогов – Сергея Коровина, Иллариона Прянишникова, Владимира Маковского, Константина Савицкого, Леонида Пастернака и Валентина Серова. За отличные этюды на ученической выставке 1898 года он был награжден премией имени Василия Перова, которая дала ему возможность совершить поездку в Вологодскую губернию, чтобы набраться впечатлений. Созданная в следующем, 1899 году картина «В гости» привлекла внимание его товарищей по цеху, и ее единодушно приняли на 28-ю выставку Товарищества передвижников. По рекомендации В.А. Серова и И.С. Остроухова картина была приобретена для Третьяковской галереи и помещена в экспозицию, что стало удачным стартом в его карьере профессионального живописца.
Сюжет был подсмотрен автором в московском районе Сокольники, где художники – например, Алексей Саврасов, Исаак Левитан – часто писали этюды. Пырин изобразил молодую семью, направляющуюся в гости по городской улице. Отец семейства осторожно несет на руках маленького ребенка, завернутого в одеяло, чтобы показать его родственникам. Принарядившаяся молодая супруга неспешно ступает рядом с мужем, аккуратно придерживая юбки. По скромной одежде, отсутствию экипажа, слуг и помощников очевидно, что это пара небогатых мещан или рабочих, идущих навестить своих близких. Типичная бытовая сценка, замеченная художником на московской окраине, обобщает приметы рубежа эпох. Автор представил чаяния недавних крестьян, переехавших в город, чтобы трудиться на фабрике или заводе, выбиться в люди, завести семью, обрасти непритязательным бытом, купить модную одежду, их стремление похвастаться своими достижениями перед родными и друзьями. Современники высоко оценили и живописное мастерство Пырина. В мягких тональных переходах он проявил себя настоящим поэтом пленэрной живописи, передав световую среду. Жанровая композиция близка произведениям одного из учителей Пырина – Владимира Маковского. Сочетание в картине «конкретности и дали, живого быта и длительного раздумья» привлекло внимание Чехова.
В 1900 году за эту картину Пырин был награжден большой серебряной медалью, получил звание классного художника и право пенсионерской поездки за границу.