Кресло из столовой Дома-музея В.М. Васнецова выполнено по рисункам художника его младшим братом Арк. М. Васнецовым. В доме оно появилось в самом начале XX века, о чем свидетельствует приклеенная к оборотной стороне сиденья багажная квитанция Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.
Аркадий Михайлович Васнецов – народный учитель, общественный деятель, искусный столяр-резчик. Профессионально художественной резьбой и изготовлением мебели он начал заниматься в Москве и Абрамцеве в 1892 году, продолжив деятельность в Вятке, где организовал небольшую мастерскую. Она просуществовала около десяти лет, основными ее заказчиками были московские меценаты. Изделия Арк. М. Васнецова также продавались в Кустарном музее в Вятке.
Большая часть мебели его мастерской была изготовлена по эскизам В.М. Васнецова. Прикладным искусством и проектированием мебели художник заинтересовался в Абрамцеве, став идейным вдохновителем созданной там столярно-резчицкой мастерской. В поисках новых художественных средств выразительности Виктор Михайлович обращался к национальному наследию. Его метод стилизации в использовании элементов древнерусской архитектуры и мотивов декоративного оформления предметов народного быта стал основой нового стиля в русском искусстве.
Форма кресла отсылает к простой и монументальной мебели Средневековья. Не повторяя какой-либо определенный памятник древнерусского быта, художник придал ему подчеркнуто архаичный и рукотворный вид. Достигается этот эффект при помощи массивных конструктивных деталей: фигурно вырезанных ножек, сложной формы локотников, спинки кресла в форме двускатной крыши, украшенной по краям пирамидальными навершиями. Выполненное из сосны, очень тяжелое за счет толщины составляющих его деталей, кресло напоминает крестьянскую мебель, сделанную из грубо обтесанных толстых и широких досок, устойчивую и практически неподвижную.
Работа над созданием образа русского дома была неотделима от работы художника в станковой живописи, архитектурном проектировании, сценографии. Например, некоторые детали обстановки комнат перекликаются с мотивами декораций к пьесе А.Н. Островского «Снегурочка». Конструкция кресла из столовой и мотив сквозной резьбы в какой-то степени повторяют детали кресла царя Берендея в эскизе «Палаты царя Берендея».
Архитектура и убранство дома в русском стиле сразу сделали его одной из достопримечательностей Москвы. Фёдор Иванович Шаляпин вспоминал: «Замечателен был у Виктора Васнецова дом, самим им выстроенный на одной из Мещанских улиц Москвы. Нечто среднее между современной крестьянской избой и древним княжеским теремом. Не из камней сложен – дом был срублен из дерева. Внутри не было ни мягких кресел, ни кушеток, ни бержеров. Вдоль стен сурово стояли дубовые, простые скамьи, в середине стоял дубовый, крепко слаженный простой стол без скатерти, а кое-где расставлены были коренастые табуреты…»