«Группировка ЗИП» – одно из самых значимых явлений российской художественной сцены 2010-х годов. Группа образовалась в 2009 году в Краснодаре изначально как содружество независимых авторов – Евгения Римкевича, Василия и Степана Субботиных, Константина Чекмарёва (до 2012 года) и Эльдара Ганеева (до 2017 года). В планы художников входила совместная демонстрация своих сольных работ, однако после первой выставки «Живой уголок» (2009) в мастерской художников в здании Краснодарского завода измерительных приборов (у аббревиатуры этого предприятия группа и позаимствовала название) участники объединения приняли решение о совместной работе над произведениями.
Работая по принципу самоорганизации, художники сделали свою мастерскую открытой для коллег и зрителей. В 2010 году ЗИПы организовали арт-резиденцию на даче братьев Субботиных в деревне Пятихатки, в 2011-м – «самопровозглашенный Краснодарский институт современного искусства» (КИСИ), а год спустя при поддержке мецената Николая Мороза выступили соорганизаторами Центра современного искусства «Типография». Воспринимая образовательную, выставочную и организационную работу как неотъемлемую часть художественной практики, участники «Группировки ЗИП» пришли к пониманию своей деятельности как не только художественного, но и социального проекта. Они переносят творческий процесс из студии или культурной институции в общественное пространство и меняют традиционную иерархическую структуру отношений «художник – зритель», приглашая последнего к соучастию. Формой такого соучастия становятся не только лекции, перформансы и совместное занятие художественным творчеством, но и инициативы участников группировки, побуждающие локальные художественные сообщества к самоорганизации.
Одним из самых сложных по структуре стал проект-исследование художественной среды «В пути»: путешествие, которое совершили в 2015 году участники группы на ЗИП-мобиле (украшенный работами группировки микроавтобус «фольксваген») из Армавира в Москву с остановками в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Воронеже и Липецке. В каждом городе микроавтобус трансформировался в импровизированное образовательное и выставочное пространство, становясь местом встречи участников группы со зрителями и представителями местного арт-сообщества.
Художниками была разработана система мобильных конструкций из тонкого бруса, трансформирующихся в выставочные стенды, на которых экспонировались работы, созданные во время поездки, в том числе совместно со зрителями. Микроавтобус превращался в своего рода агитмобиль, украшенный цветными флагами с лозунгами: «Художников все любят», «Лес, поле, двор, дом, гараж, улицы, ферма – места, пригодные для современного искусства», «Трезвей. Иди в музей». По мысли авторов, слоганы призваны мотивировать местных жителей на установление связей и формирование сообществ, выступающих в роли локальных культурных центров современного искусства, деятельность которых должна служить импульсом для его развития и популяризации в городах России.