Триодь постная и цветная, певческая, на крюковых нотах. Приход Христа к Овчей купели в Иерусалиме. Схождение ангела в Овчую купель
1820-е
Размер - 37 x 23,5
Материал - бумага, доска, кожа
Техника - чернила, темпера, золотая краска
Инвентарный номер - МК-32
Приобретено у Е.К. Дякиной. 1994
Триодь – богослужебная книга, содержащая службы предпасхального (триодь постная) и послепасхального (триодь цветная) периодов. Название книги связано с тем, что каноны, содержащиеся в ней, большей частью состоят из трех песен (трех од).
Эта рукопись создана в Гуслицах в 1820-е годы. «Старообрядческой Палестиной» называли Гуслицы – поселения, расположенные к юго-востоку от Москвы. Здесь в ХVII веке, спасаясь от гонений «за веру», старообрядцы нашли укрытие в лесах. К началу ХVIII века Гуслицы стали одним из центров старообрядческой культуры.
В селениях, кроме различных промыслов, занимались иконописью, готовились учители церковного чтения и пения. Почти все крестьяне были грамотными, некоторые переписывали церковные книги.
Сохраняя древние традиции и привнося элементы народного творчества, жители Гуслиц сформировали самобытную культуру оформления рукописных книг, так называемое гуслицкое письмо. В основном это были церковные певческие книги: Октоихи, Триоди, Ирмологии, Праздники, Трезвоны, написанные знаменным, или крюковым, письмом, возникшим на Руси в XI – начале XII века. Знаменным оно было названо от старославянского слова «знамя», что означает «знак», одним из основных знаков был «крюк». В середине XVII века в записях появились дополнительные знаки – «призна́ки» и пометы, указывающие, как надо исполнять пение.
Художественное оформление рукописных книг, созданных в Гуслицах, отличалось ярким пышным орнаментом, совмещающим русское народное узорочье и элементы европейского барокко, использование цветной штриховки для моделирования объемов, красивые переплеты, обтянутые кожей, нередко с золотым тиснением.
Украшением настоящей рукописи служат многочисленные декоративные буквицы, рамки-заставки, заставки, орнаменты на полях, концовки и 17 миниатюр, заключенных в желтые линейные рамки. Популярные мотивы бутонов и распустившихся цветов дополняют изображения птиц. Использование малинового, желтого и зеленого цветов создает ощущение праздничности. На некоторых миниатюрах располагаются надписи вязью, выполненные киноварью и золотой краской.