«Страсти Христовы». Сошествие Святого Духа
1740-е
Размер - 19,5 x 17
Материал - бумага, картон, холст
Техника - чернила, темпера, киноварь
Инвентарный номер - МК-34
Поступило из Музея военного и гражданского быта, созданного на основе Рогожско-Симоновского филиала Государственной Третьяковской галереи. 1925
«Страсти Христовы» – популярное компилятивное произведение, получившее широкое распространение в русской рукописной традиции XVII–XX веков. В нем повествуется о последних днях земной жизни Иисуса Христа – от въезда в Иерусалим до распятия, Воскресения и схождения во ад. Кроме сюжетов Нового завета использовались апокрифические тексты, в том числе так называемое Евангелие от Никодима.
«Страсти Христовы», впервые появившиеся в Средние века в Европе и переведенные на церковнославянский язык во второй половине XVI века, в XVII столетии получили большое распространение в русской старообрядческой среде.
Рукописные тексты сопровождались цветными миниатюрами, или в них вклеивались печатные гравюры, выпускавшиеся русскими мастерами в виде отдельных серий или цельногравированных книг.
Образцами русским мастерам служили европейские гравированные Библии: Борхта (Лейден, 1592–1593), Пискатора (Амстердам, 1693) и другие, которые во многом ориентировались на работы А. Дюрера.
В настоящей рукописи значительно нарушена последовательность расположения листов, часть их утрачена, сохранилось лишь 35 красочных миниатюр. В основном они посвящены событиям, происходившим после Воскресения Иисуса Христа, и повествуют о послании Пилата к Тиберию, приходе в Рим Марфы и Марии, предателе Иуде, сошествии во ад Иоанна Предтечи и гибели Иерусалима.
В изображениях заметно сильное влияние западноевропейской гравировальной школы. Создававший их мастер, нанося на рисунок штриховку, пытался имитировать гравюру в стиле барокко. При исполнении рукописи использовалась бумага фабрики А. Гончарова.
Представляемая рукопись принадлежит к числу наиболее ярких апокрифических произведений древнерусской литературы позднего периода.