Евангелие тетр. Евангелист Лука
Патрон шедевра
Евангелие тетр. Евангелист Лука
1881–1885
Размер - 59,5 x 38
Материал - бумага, доска, ткань
Техника - темпера, киноварь, золотая краска
Инвентарный номер - МК-36
Передано из Гатчинского дворца-музея. 1932
Рукописное Евангелие было создано в 1881–1885 годах крестьянином Фёдором Петровичем Мятелковым из села Василёва слобода Нижегородской губернии. Первоначально Евангелие предназначалось для поднесения в дар императору Александру II, но после его трагической гибели от рук террористов было передано его сыну императору Александру III. Об этом свидетельствует запись на нижней крышке переплета: «Посвящается Его Императорскому Величеству Александру Александровичу Самод. Всерос.».
Мятелков собственноручно создал всю рукопись, от написания текста золотом до пышного художественного оформления, включающего декорированные буквицы, заставки, рамки, концовки и красочные миниатюры в полный лист.
Евангелие-тетр (четвероевангелие) – книга, возвещающая благую весть о жизни Иисуса Христа и состоящая из четырех частей, написанных апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Как на иконах, фресках, так и в рукописных миниатюрах изображения евангелистов традиционно сопровождались символическими изображениями ангела, тельца, льва и орла. Символы раскрывали различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов. С евангелистом Матфеем изображался ангел с человеческим лицом, представлявшийся символом Мессии, Сына Божьего, который послан на землю. Евангелист Марк изображался со львом, символом царственности и могущественности Иисуса Христа, победившего смерть и открывшего врата рая. Евангелист Лука растолковывал смысл спасительной жертвы Иисуса Христа, его символом представлялся жертвенный телец. Иоанн Богослов писал о божественной природе Иисуса Христа, его изображали с орлом – символом святого духа. Встречаются изображения евангелистов и их символов в ином сочетании.
Каждое Евангелие этой рукописи предваряет оригинальная красочная заставка, текст помещен в декорированные рамки, на четырех миниатюрах изображены евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. В медальоне рамки Евангелия от Луки изображено Благовещение, перед Евангелием от Иоанна художник поместил в картуше рамки-заставки композицию Воскресение – Сошествие во ад. Все художественные элементы рукописи украшены цветочно-растительным орнаментом, некоторые дополнены изображениями херувима или орлиных голов, одна из концовок изображает герб Российской империи, на груди двуглавого орла – щит с монограммой «АIII» (Александр III).
Характерные особенности миниатюр рукописи – изображение зданий со стенами, расписанными «под кирпич», геометрический рисунок полов, обилие бордовой краски разных оттенков и введение синего цвета.
Рукопись отличается яркой красочностью, свойственной народной росписи в поволжских районах конца XVIII – первой половины XIX века.