Октоих певческий, на крюковых нотах. Заставка средняя
Не ранее 1839–1840-х
Размер - 34,5 x 22
Материал - бумага, доска, кожа
Техника - чернила, темпера, киноварь, золотая краска
Инвентарный номер - МК-39
Поступило из отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи. 1988
Октоих (греч. «восьмигласник») – книга церковного пения на восемь голосов.
Рукопись создана в Гуслицах в 1839–1840-х годах. «Старообрядческой Палестиной» называли Гуслицы – поселения, расположенные к юго-востоку от Москвы. Здесь в ХVII веке, спасаясь от гонений «за веру», старообрядцы нашли укрытие в лесах. К началу ХVIII века Гуслицы стали одним из центров старообрядческой культуры.
В селениях, кроме различных промыслов, занимались иконописью, готовились учители церковного чтения и пения. Почти все крестьяне были грамотными, некоторые переписывали церковные книги.
Сохраняя древние традиции и привнося элементы народного творчества, жители Гуслиц сформировали самобытную культуру оформления рукописных книг – так называемое гуслицкое письмо. В основном это были церковные певческие книги: Октоих, Триоди, Ирмологий, Праздники, Трезвоны, написанные знаменным, или крюковым, письмом, возникшим на Руси в XI – начале XII века. Знаменным оно было названо от старославянского «знамя», что означает «знак», одним из основных знаков был «крюк». В середине XVII века в записях появились дополнительные знаки – «призна́ки», а также пометы, указывающие, как надо исполнять пение.
Художественное оформление рукописных книг, созданных в Гуслицах, отличалось ярким пышным орнаментом, совмещающим русское народное узорочье и элементы европейского барокко, использование цветной штриховки для моделирования объемов, красивые переплеты, обтянутые кожей, нередко с золотым тиснением.
Настоящую рукопись украшают буквицы, выполненные темперой и золотом, 18 заставок и одна миниатюра с элементами растительного орнамента с многолепестковыми цветками, завитками побегов, расцвеченными зеленым, красным и желтым цветами с умеренным использованием золота.
На миниатюре изображен «горовосходный холм» (лествица), в графическое изображение которого вписан звукоряд древнерусскими крюковыми нотами, дополненными киноварными пометами классической нотации от «соль» малой октавы до «ре» второй октавы. Такое графическое изображение делало наглядным восхождение и нисхождение голоса по ступеням звукоряда.