«Старообрядческой Палестиной» называли Гуслицы – поселения, расположенные к юго-востоку от Москвы. Здесь в ХVII веке, спасаясь от гонений «за веру», старообрядцы нашли укрытие в лесах. К началу ХVIII века Гуслицы стали одним из центров старообрядческой культуры.
В селениях, кроме различных промыслов, занимались иконописью, готовились учители церковного чтения и пения. Почти все крестьяне были грамотными, некоторые переписывали церковные книги.
Сохраняя древние традиции и привнося элементы народного творчества, жители Гуслиц сформировали самобытную культуру оформления рукописных книг – так называемое гуслицкое письмо. В основном это были церковные певческие книги: Октоих, Триоди, Ирмологий, Праздники, Трезвоны, написанные знаменным, или крюковым, письмом, возникшим на Руси в XI – начале XII века. Знаменным оно было названо от старославянского «знамя», что означает «знак»; основным знаком был «крюк». В середине XVII века в записях появились дополнительные знаки – «призна́ки», а также пометы, указывающие, как надо исполнять пение.
Художественное оформление рукописных книг, созданных в Гуслицах, отличалось ярким пышным орнаментом, совмещающим русское народное узорочье и элементы европейского барокко, использование цветной штриховки для моделирования объемов, красивые переплеты, обтянутые кожей, нередко с золотым тиснением.
Форма и колорит декора этой рукописи типичны для гуслицкого письма.
Буквицы, заставки, рамки украшены причудливо переплетающимися ветвями с листьями и цветами, орнаментное древо в виде высокого стебля венчают сидящие на нем птицы. Яркие краски с небольшим использованием золота придают рукописи праздничный вид.