Апокалипсис с толкованием. Видение сатаны, освобожденного от уз, народов Гога и Магога, осадивших стан святых, дьявола, антихриста и лжепророка, вверженных в геенну огненную
Конец 1760-х-1770-е
Размер - 22 x 18
Материал - бумага
Техника - чернила, темпера
Инвентарный номер - МК-27
Дар Н.Н. Шередега. 2003
Название «Апокалипсис» (по-гречески «Откровение») возникло по первому слову последней книги Нового завета – Откровение Иоанна Богослова. В рукописных списках часто к основным пророчествам добавлялись толкования Андрея, архиепископа Кесарии Каппадокийской, и иных святых отцов.
Рукопись создана в старообрядческой среде и относится к одному из вариантов Чудовской редакции, получившей широкое распространение в русской книжности второй половины ХVI – ХIХ века. Филиграни указывают на возможное происхождение рукописи в Вологодской или Ярославской губернии.
В Апокалипсисе излагаются пророческие предсказания, полученные Иоанном Богословом при видении Иисуса Христа. В них описываются многочисленные бедствия и катастрофы планетарного масштаба, рождение Антихриста на земле, второе пришествие Иисуса Христа, Конец света (Армагеддон), Страшный суд над человечеством и падшими ангелами, всеобщее воскресение из мертвых. В заключение рисуются новое небо, новая земля и блаженная жизнь спасенных, победа добра над злом во вселенском масштабе. В обновленном творении Бог будет пребывать среди людей в вечном Небесном Иерусалиме.
Рукопись иллюминирована 65 цветными миниатюрами в полный лист, в которых отражены образы Апокалипсиса, ставшие темой для многочисленных богословских толкований: книга с семью печатями; семь ангельских труб, возвещающих бедствия; апокалиптические всадники; Церковь Христова в виде Жены, облаченной в солнце; вавилонская блудница, символизирующая отступившее от Бога человечество, и др. В Апокалипсисе впервые упоминается число зверя-Антихриста – 666.
Особенности этого рукописного «Апокалипсиса» – его исполнение на бумаге фабрики Турунтаевского, находившейся в Вологодском уезде, обилие в миниатюрах желтой и ярко-оранжевой красок и отсутствие нескольких миниатюр.