Апокалипсис с толкованиями. Послание ангелу Сардийской церкви
Начало 1700-х-1730-е
Размер - 32,5 x 20,7
Материал - бумага
Техника - чернила, темпера, золотая и серебряная краски
Инвентарный номер - МК-26
Поступила по завещанию П.М. Третьякова. 1899
В начале ХVIII века, несмотря на развитие книгопечатания в России и появление книг с черно-белыми гравированными изображениями, все еще были популярны рукописные книги, так как их текст часто сопровождался цветными иллюстрациями. Образец такой рукописи – «Апокалипсис с толкованиями» из собрания П.М. Третьякова.
Название «Апокалипсис» (по-гречески «Откровение») возникло по первому слову последней книги Нового завета – Откровение Иоанна Богослова. Слово «толковый» в названии книги означает, что к основным пророчествам добавлены толкования Андрея, архиепископа Кесарии Каппадокийской, и иных святых отцов.
Рукопись создана в старообрядческой среде и относится к одному из вариантов Филаретовско-Чудовской редакции, получившей широкое распространение в русской книжности второй половины ХVI – ХIХ века.
В Апокалипсисе излагаются пророческие предсказания, полученные Иоанном Богословом при видении Иисуса Христа. В них описываются многочисленные бедствия и катастрофы планетарного масштаба, рождение Антихриста на земле, второе пришествие Иисуса Христа, Конец света (Армагеддон), Страшный суд над человечеством и падшими ангелами, всеобщее воскресение из мертвых. В заключение рисуются новое небо, новая земля и блаженная жизнь спасенных, победа добра над злом во вселенском масштабе. В обновленном творении Бог будет пребывать среди людей в вечном Небесном Иерусалиме.
Рукопись иллюминирована цветными миниатюрами, в которых отражены образы Апокалипсиса, ставшие темой для многочисленных богословских толкований: книга с семью печатями; семь ангельских труб, возвещающих бедствия; апокалиптические всадники; Церковь Христова в виде Жены, облаченной в солнце; вавилонская блудница, символизирующая отступившее от Бога человечество, и др. В Апокалипсисе впервые упоминается число зверя-Антихриста – 666.
Особенность этого «Апокалипсиса» – трижды повторяемый образ Иоанна Богослова. Настоящая рукопись – яркий образец русской графики начала ХVIII века. Употребление серебряной и золотой краски в отдельных миниатюрах придает им особый, праздничный вид.