Апокалипсис с толкованиями и дополнительными текстами. Видение Подобного Сыну Человеческому в славе посреди семи горящих светильников и семи духов Божиих с трубами
1850–1860-е
Размер - 35,8 x 22,5
Материал - бумага, доска, кожа
Техника - чернила, темпера, киноварь
Инвентарный номер - МК-28
Поступило из Государственного исторического музея. 1933
Рукопись создана в старообрядческой среде и относится к одному из вариантов Филаретовско-Чудовской редакции, получившей широкое распространение в русской книжности второй половины ХVI – ХIХ века.
Название «Апокалипсис» (по-гречески «Откровение») возникло по первому слову последней книги Нового завета – Откровение Иоанна Богослова. В рукописных списках часто к основным пророчествам добавлялись толкования Андрея, архиепископа Кесарии Каппадокийской, и иных святых отцов.
В Апокалипсисе излагаются пророческие предсказания, полученные Иоанном Богословом при видении Иисуса Христа. В них описываются многочисленные бедствия и катастрофы планетарного масштаба, рождение Антихриста на земле, второе пришествие Иисуса Христа, конец света (Армагеддон), Страшный суд над человечеством и падшими ангелами, всеобщее воскресение из мертвых. В заключение рисуются новое небо, новая земля и блаженная жизнь спасенных, победа добра над злом во вселенском масштабе. В обновленном творении Бог будет пребывать среди людей в вечном Небесном Иерусалиме.
В состав рукописи кроме Апокалипсиса с толкованиями вошли вопросы и ответы, статьи о знамениях второго пришествия Христа.
Рукопись украшена двумя заставками, расписанными геометрическими и стилизованными цветочными элементами, и 72 миниатюрами, соответственно количеству глав.
В миниатюрах отражены образы Апокалипсиса, ставшие темой для многочисленных богословских толкований: книга с семью печатями; семь ангельских труб, возвещающих бедствия; апокалиптические всадники; Церковь Христова в виде Жены, облаченной в солнце; вавилонская блудница, символизирующая отступившее от Бога человечество, и др. В Апокалипсисе впервые упоминается число зверя-Антихриста – 666.
Большинство миниатюр заключено в двухцветные рамки и наклеено на листы рукописи. Пять изображений утрачены и восполнены поздними рисунками. На некоторых миниатюрах перед расцвечиванием были сделаны пометы, указывающие на возможное использование той или иной краски. Миниатюры отличаются яркой цветовой гаммой.