Житие царевича Димитрия Угличского (в составе сборника). Благоверный царевич Димитрий, Московский и Угличский чудотворец
Вторая половина 1780-х–1790-е
Размер - 22,5 x 17,5
Материал - бумага, доска, кожа
Техника - чернила, темпера, киноварь
Инвентарный номер - МК-33
Поступило по завещанию П.М. Третьякова. 1899
Рукопись посвящена житию царевича Димитрия, сына царя Иоанна IV Грозного от его седьмого брака с Марией Фёдоровной (из рода Нагих). После смерти Иоанна Грозного на престол вступил старший брат Димитрия – Фёдор Иоаннович, но практическим правителем Русского государства был его опекун Борис Годунов. Малолетний царевич Димитрий вместе с матерью был удален от двора в город Углич.
В мае 1591 года при невыясненных обстоятельствах малолетний царевич Димитрий погиб от ножевой раны. Возбужденная толпа побила камнями предполагаемых убийц. Царевич Димитрий был погребен в Угличе. В его гибели людская молва обвинила Бориса Годунова.
После смерти бездетного царя Фёдора Иоанновича и избрания в 1598 году Земским собором царем Бориса Годунова начался период, известный как Смутное время. Страну охватили голод, народные волнения, один за другим появлялись самозванцы, поддерживаемые иностранными интервентами и объявлявшие себя законными наследниками престола: каждый называл себя царевичем Димитрием.
Ввиду этого в июле 1606 года нетленные мощи царевича Димитрия были перенесены в Архангельский собор Московского Кремля, где были захоронены его отец и братья. Он был канонизирован как благоверный царевич Димитрий, Московский и Угличский чудотворец. Множество исцелений стало совершаться у его гробницы, особенно часто исцелялись страдавшие глазными болезнями.
Рукопись содержит 12 цветных миниатюр. На первой миниатюре царевич Димитрий традиционно изображен в полный рост, на фоне панорамы Углича, в царском венце, дорогих одеждах, в алых сафьяновых сапожках, с ножиком в левой руке. Следующие одиннадцать миниатюр содержат наиболее значительные эпизоды из жития царевича: изображения мамки, которая выводит царевича на прогулку и передает его убийцам; сцены убийства царевича и оплакивания его кормилицей, матерью и горожанами; изображение убийц, пытающихся выбить дверь колокольни, на которой звонят в набат; сцены бегства из города преступников и побиения их камнями; сцены чудесных исцелений.
Использование бумаги угличских фабрик и состав сборника, включающий житийные описания местных святых – преподобного игумена Паисия и Анны Кашинской, позволяют считать Углич местом ее создания. В сборнике иллюминированы только жития царевича Димитрия; для изображений характерны реалистические детали.