Апокалипсис с толкованиями. Видение книги, запечатанной семью печатями, в деснице у Сидящего на престоле
1815–1820
Размер - 35 x 22,5
Материал - бумага, доска, кожа
Техника - чернила, темпера, киноварь
Инвентарный номер - МК-30
Поступило по завещанию П.М. Третьякова. 1899
«Толковый Апокалипсис» – рукописная книга, созданная в начале XIX века в Городце – старинном городе на Волге, месте компактного проживания старообрядцев и традиционном центре русской книжности, сформировавшемся во 2-й половине XVIII века. Рукопись относится к одному из вариантов Филаретовско-Чудовской редакции, получившей широкое распространение в русской книжности второй половины ХVI – ХIХ века.
Название «Апокалипсис» (по-гречески «Откровение») возникло по первому слову последней книги Нового завета – Откровение Иоанна Богослова. Слово «толковый» в названии книги означает, что к основным пророчествам добавлены толкования Андрея, архиепископа Кесарии Каппадокийской, и иных святых отцов.
В Апокалипсисе излагаются пророческие предсказания, полученные Иоанном Богословом при видении Иисуса Христа. В них описываются многочисленные бедствия и катастрофы планетарного масштаба, рождение Антихриста на земле, второе пришествие Иисуса Христа, конец света (Армагеддон), Страшный суд над человечеством и падшими ангелами, всеобщее воскресение из мертвых. В заключение рисуются новое небо, новая земля и блаженная жизнь спасенных, победа добра над злом во вселенском масштабе. В обновленном творении Бог будет пребывать среди людей в вечном Небесном Иерусалиме.
Рукопись иллюминирована цветными заставками и миниатюрами, помещенными в рамки алого цвета. В миниатюрах отражены образы Апокалипсиса, ставшие темой для многочисленных богословских толкований: книга с семью печатями; семь ангельских труб, возвещающих бедствия; апокалиптические всадники; Церковь Христова в виде Жены, облаченной в солнце; вавилонская блудница, символизирующая отступившее от Бога человечество, и др. В Апокалипсисе впервые упоминается число зверя-Антихриста – 666.
Судя по обнаруженным записям, настоящий рукописный «Апокалипсис» передавался из одной крестьянской семьи в другую. Нередко члены одной семьи переписывали книги, копировали миниатюры, писали иконы и расписывали прялки. Многообразие ярких красок, использованных при исполнении миниатюр представляемого «Апокалипсиса», ассоциируется с народными росписями по дереву, имевшими широкое распространение в этой местности.
Особенность «Апокалипсиса» – наличие 91 миниатюры, в то время как обычное их число – 72, соответственно количеству глав; для миниатюр характерна подробная бытовая детализация.