Крандиевская Надежда (1891-1963)
Отец и сын
1922
Размер - 62 x 60 x 30
Материал - мрамор
Инвентарный номер - СКС-3105
Поступило от Т.А. Файдыш. 2003
Надежда Крандиевская училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у С.М. Волнухина, в 1913–1914 годах во время пребывания в Париже занималась у Антуана Бурделя. Участвуя в реализации Плана монументальной пропаганды, в 1918 году выполнила памятник философу и писателю Г. Сковороде. В 1920-е годы создавала модели для массовой скульптуры, в начале 1930-х годов – серию парковых скульптур спортивной тематики. Часть работ 1920–1930-х годов посвящена изображению воинов Красной Армии. Крандиевская вошла в большую группу мастеров, занимавшихся скульптурным оформлением фасадов Государственной библиотеки им. В.И. Ленина, которую возглавил М.Г. Манизер. Ей принадлежат статуи на аттике здания «Красноармеец» и «Колхозница», а также ряд медальонов с портретами ученых и писателей. Была членом ОРС (Общества русских скульпторов) с его основания в 1926 году.
Талант скульптора ярко проявился в жанре портрета, в котором она успешно работала на протяжении всей жизни, создав обширную портретную галерею. Крандиевская использовала разнообразные его формы, органично вносила элементы жанровости. Скульптура «Отец и сын» представляет собой двойной портрет. Изображены муж Крандиевской, архитектор Пётр Петрович Файдыш, и сын Андрей Петрович Файдыш, как и его мать, посвятивший себя искусству ваяния. Пластически выразительно показана взаимная привязанность отца и сына. Мальчик прижался к отцу и обнимает его, тогда как отцовская рука ограждает и защищает ребенка. В этой скульптуре представлен гораздо более редкий сюжет, чем традиционное изображение матери с ребенком. Будучи автором запечатленной сцены, мать незримо присутствует в этой композиции.
Крандиевская работала в разных скульптурных материалах, в частности в портретах нередко обращалась к мрамору. Произведение «Отец и сын» было выполнено в гипсе в 1923 году и в 1962-м переведено в мрамор.