Кузнецов Константин (1863-1936)
Городок на берегу Сены (Тополя на берегу реки)
1904
Размер - 65,8 x 81,7
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-2593
Дар А.В. Щербинина (Фонд содействия сохранению творческого наследия художника Константина Павловича Кузнецова). 2021
Творчество Константина Кузнецова неразрывно связано с Францией. До 1909 года он периодически экспонировал свои работы в России, но, с 1900 года постоянно проживая в Париже, чаще был участником престижных местных выставок: салона Национального общества изящных искусств, Осеннего салона и Салона независимых. Полотна художника приобретало государство, и сейчас их можно встретить в собраниях Музея Орсе, Музея Карнавале и других музеев Франции. Восприняв манеру знаменитых французских мастеров – Моне, Ренуара, Тулуз-Лотрека, Кузнецов сохранял верность традициям импрессионизма на протяжении всего творческого пути.
Константин Павлович Кузнецов родился в 1863 году в селе Желнино Нижегородской губернии и рос в состоятельной купеческой среде. Он занимался делами семейного предприятия, пока в 1896 году не уехал в Париж для основательного изучения живописного мастерства в знаменитой студии Фернара Кормона. Кузнецов с семьей остался жить в Париже, он выезжал на этюды в пригороды и подолгу работал в особенно любимых им регионах – Бретани и Нормандии. После Первой мировой войны и событий 1917 года в России денежное положение Кузнецова пошатнулось, мастер сократил длительные поездки на пленэр и стал активнее участвовать в выставках.
Долгое время семейное финансовое благополучие давало художнику счастливую возможность всецело заниматься искусством и не думать о продаже своих картин ради заработка. Почти все полотна Кузнецова после его смерти остались в парижской мастерской и были сохранены потомками. Коллекция была обнаружена и изучена исследователями лишь недавно, а первая в России выставка-ретроспектива творчества художника прошла в 2021 году в Третьяковской галерее.
Пейзаж «Городок на берегу Сены (Тополя на берегу реки)» был создан в 1904 году и относится к раннему периоду творчества Кузнецова. Произведение близко классическим образцам импрессионизма и по манере исполнения, и по выбору мотива. Написанная горизонтальными мазками водная гладь, в переливчатом мерцании которой отражаются небо, пышная зелень и деревенские постройки, занимает бóльшую часть полотна. Чуткое понимание природы помогло художнику передать зыбкие эффекты преломления форм на поверхности воды: особенно трогательно написаны хрупкие стволы высоких тополей, в зеркале реки превратившиеся в дрожащие волнистые линии. На дальнем плане за белеющими очертаниями домов начинается густой лес, кудрявые кроны которого исполнены округлыми мазками. Сдержанный колорит пейзажа выдержан в приглушенных сине-зеленых тонах.
В 1905 году работы Кузнецова экспонировались в России на выставке Московского товарищества художников. Был ли среди них этот небольшой пейзаж, неизвестно, но слова рецензента выставки Александра Бенуа очень созвучны изображенному на нем виду: «Лучше всего парижанин Константин Кузнецов <…> Один из его этюдов “Сена у Буживаля” прямо прелестен. Настроение мутно-серого, пропитанного влагой летнего дождливого дня – передано с совершенной простотой и правдой».