Николай Блистанов – русский скульптор академического направления второй половины XIX столетия. В середине 1850-х – начале 1860-х он обучался у известного мастера – академика Н.А. Рамазанова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Во время ученичества Блистанов выполнял произведения на исторические и религиозные сюжеты.
Известно, что некоторые из них были представлены на студенческих выставках училища: «Русский ратник, убивающий турка» (1858), «Сусанин» (1859), «Иисус и самаритянка» (1860), горельеф «Моисей источает воду из камня» (1860). Из всех его работ сохранилась только статуя «Пастушок» (1861, бронза, Третьяковская галерея). Оригинал произведения был исполнен автором первоначально в гипсе в 1861 году (Государственный Русский музей).
Благодаря многолетней преподавательской деятельности Н.А. Рамазанова (1847–1866) у молодого поколения русских скульпторов появилась возможность поиска новых выразительных средств и обращения к мотивам реальной повседневной жизни. Его внимание к веяниям современности в соединении с обучением основам профессиональной академической школы позволили русской пластике выйти на новый уровень. На тот момент развитие этих качеств в творчестве его учеников происходило в рамках позднего классицистического стиля, еще сохранявшего сильное влияние.
Скульптура «Пастушок» Николая Блистанова – яркий пример продвижения подобных творческих тенденций. В качестве признания таланта молодой мастер в 1861 году был награжден за создание этой статуи большой серебряной медалью Императорской Академии художеств. В том же году Н.А. Рамазанову была объявлена благодарность от Совета Академии за успехи его ученика.
Статуя представляет собой сидящего юношу, играющего на свирели. Гармоничная красота, ясность художественного образа, точность в передаче обнаженного тела подчеркивают близость этого произведения к образцам классического искусства. Вместе с тем при подробном рассмотрении заметно стремление автора к отражению характера живой натуры.
Яснее всего это прослеживается при анализе композиции фигуры. Асимметричность расположения частей тела относительно друг друга, наклон головы вниз и разворот корпуса влево задают телу юноши внутреннее естественное движение. В лице мальчика автором сохранены портретные черты модели. Кроме того, во множестве деталей, например в мимике и расположении кистей рук, просматривается большой опыт внимательных натурных наблюдений художника.
Произведение поступило в собрание Третьяковской галереи в 1961 году из Государственного Русского музея.