Канис Полина (род. 1985)
Яйца. Видео. Длительность: 17 минут 16 секунд
2010
Инвентарный номер - НТ М-21
Дар В.А. Смирнова. 2020
«Яйца» – одна из первых работ известной видеохудожницы, лауреата многих престижных наград в области видео и экспериментального кино Полины Канис. Фильм, основанный на перформансе, главная героиня которого – сама художница, был создан ею в период обучения в Московской школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. В кадре мы видим Канис на крыше здания, она ловит подолом юбки летящие слева и справа куриные яйца и собирает их в корзину. Важную роль в этом произведении играет темпоральный аспект. Вначале художница учится ловить яйца, она сосредоточена и внимательна, и в первой части ролика ее действия оканчиваются успехом. Постепенно темп увеличивается, героиня не успевает вовремя повернуться к «снаряду», и к середине фильма всё больше яиц разбивается под ее ногами. В финале ощущается, насколько Полина утомлена метанием из стороны в сторону, ее движения становятся автоматическими. Последние пойманные яйца художница высыпает в корзину, не особенно заботясь об их целости. Ее юбка и ноги покрыты содержимым разбитых яиц, Полина стоит посреди разбитых скорлупок и пытается отдышаться.
В видео содержится отсылка к советской электронной игре «Ну, погоди!», в которой игрок управлял Волком, героем одноименного советского мультфильма. Главной целью было собрать яйца, которые несли четыре курицы, сидевшие на насестах слева и справа. «Ну, погоди!» выпускалась с 1984 года и была самой популярной из первых портативных электронных игр, которые выходили под маркой «Электроника». Но произведение Полины Канис – не просто ироничный римейк. Это высказывание художницы на тему гендерной социализации. Любой человек сталкивается с определенными социальными установками и правилами поведения, которые транслирует ему общество в связи с его половой принадлежностью. Самые распространенные стереотипы гласят, например, что женщина должна быть кроткой и хозяйственной, а мужчина – инициативным и сильным. Далеко не всегда подобные гендерные паттерны подходят конкретному человеку и оказываются ему комфортны. Часто люди становятся заложниками социальных игр, которые не приносят им счастья или пользы, но поскольку эти игры приняты в обществе и отказ от них может быть порицаем, в них продолжают играть. Героиня Полины Канис, послушно следующая алгоритму игры, которая требует от нее ловить яйца и собирать их в корзину без объяснения смысла этого действия, – образ человека, живущего определенным образом не потому, что так хочет, а потому, что таков его гендерный статус. Емкое высказывание Канис на такую актуальную тему было отмечено в мире искусства: художница стала лауреатом Премии Кандинского в номинации «Молодой художник. Проект года».