Прахова Елена (1871-1948)
Святая благоверная княгиня Евдокия. Вышивка по эскизу В.М. Васнецова для Владимирского собора в Киеве
1894, 1897
Размер - 42,5 x 17,5
Материал - жемчуг, металлические нити, шелковая ткань, шелковые нити
Техника - художественная гладь, сажение
Инвентарный номер - ДМВ МФ-ДПИБ-379/1
Поступило по завещанию Т.В. Васнецовой. 1959
В разнообразном и богатом собрании Дома-музея В.М. Васнецова хранится уникальная вышивка «Святая благоверная княгиня Евдокия», выполненная дочерью историка искусств А.В. Прахова Еленой Адриановной Праховой.
В 1885–1896 годах Васнецов работал над росписями Владимирского собора в Киеве. В те годы он очень близко сошелся с семьей Праховых. Их дом был всегда открыт для гостей. Помимо дружеских бесед и интересных разговоров об искусстве, здесь звучала музыка, что особенно привлекало Виктора Михайловича, который часто вспоминал музыкальные вечера в Москве в доме П.М. Третьякова. Супруга Адриана Викторовича Эмилия Львовна и дочь Елена Адриановна были замечательными исполнительницами фортепианных произведений, а Елена Адриановна открыла в себе талант искусной вышивальщицы. По эскизу В.М. Васнецова она вышила плащаницу для Владимирского собора, ставшую шедевром церковного шитья. Но прежде чем взяться за такой грандиозный проект, Елена Прахова выполнила несколько работ меньшего размера, первой же была небольшая вышивка «Святая Евдокия», которая теперь хранится в Доме-музее В.М. Васнецова.
«…Леля поднесла Виктору Мих[айловичу] шитый шелками и золотом образ с его же “Св. вел. кн. Евдокии”; это чудный художественный подарок, достойный Васнецова», – писал М.В. Нестеров. Виктор Михайлович был благодарен за «дивный сюрприз», признавая в Леле «великий талант». Вышивка вставлена в дубовую раму в виде оклада. За основу работы был взят акварельный эскиз В.М. Васнецова, выполненный для Владимирского собора. Используя технику вышивки гладью, Елена Адриановна в мельчайших подробностях повторила рисунок художника. Княгиня Евдокия изображена в полный рост в великокняжеском русском уборе. Обе руки опущены, в одной она держит зажженную свечу, в другой четки. Шейное украшение выполнено из мелкого речного жемчуга. Такими же жемчужинами шит ее головной убор.
Выбор именно этого образа для работы обусловлен, вероятнее всего, основной идеей программы росписи Владимирского собора, посвященной «истории русской веры». Княгиня Евдокия – дочь суздальского князя Дмитрия Константиновича и его супруги княгини Анны. В 13-летнем возрасте она была выдана замуж за великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского, с которым они прожили в счастливом браке 22 года. Незадолго до кончины приняла монашество с именем Евфросинии. Преподобную Евфросинию Московскую почитают как покровительницу русских государей и заступницу Москвы.
Образ святой Евдокии Елена Адриановна подарила Васнецову в мае 1894 года. Тогда, возможно, по неопытности, не был вышит лик княгини. Через три года Леля (так ее называли все близкие) все-таки решила завершить свою работу. Вышивка была отправлена в Киев, и в декабре 1897 года художник с благодарностью ей писал: «Давно я собирался Вам выразить мою глубокую благодарность за “Евдокию” и вот теперь только собрался исполнить этот долг. С вышитым ликом от картины получается цельное художественное впечатление. Прежде всего для глаза чего-то недоставало – крепко жму Вашу руку за эту работу!»
Впоследствии Елена Адриановна Прахова выполнила по рисункам В.М. Васнецова вышивки «Княгиня Ольга», «Александр Невский», «Архангелы Михаил и Гавриил». Также она работала по рисункам М.В. Нестерова, В.А. Котарбинского и по своим собственным.