Юнкер-Крамская София (1867-1933)
Спящая
Конец 1880-х - начало 1890-х
Размер - 21,4 x 35
Материал - дерево
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1706
Приобретено у Г.М. Ткаченко при финансовой поддержке Г.С. Проскуряковой. 2000
София Ивановна Юнкер-Крамская – художница, любимая и единственная дочь известного живописца И.Н. Крамского, которую он портретировал не раз. Сегодня ее имя известно немногим. Долгое время подробности ее жизни не были прояснены для исследователей.
Юнкер-Крамская родилась в 1867-м, окончила частную женскую гимназию. В течение двух лет она обучалась живописи у своего отца, с ним путешествовала по югу Франции в 1884 году, тогда же пристрастилась к писанию живописных этюдов.
После смерти отца София Ивановна начала свою художественную карьеру. В.В. Стасов высоко оценил ее первые шаги в искусстве, увидев в ней сильную портретистку. В последующие годы Крамская занималась рисованием под руководством художника А.Д. Литовченко, брала уроки акварельной живописи у А.П. Соколова, пользовалась советами А.И. Куинджи. В начале 1890-х посещала частную живописную школу в Париже. Не раз ездила во Францию, жила в Париже, Ментоне, Ницце. С 1890-х Крамская участвовала во многих выставках: Академии художеств, Международной выставке в Чикаго (1893), во Всероссийской в Нижнем Новгороде в 1896 году, в выставках Общества русских акварелистов, Первого дамского художественного кружка, Санкт-Петербургского общества художников. Ее последняя выставка состоялась в 1919 году в Петрограде.
Юнкер-Крамская пробовала свои силы в разных видах и жанрах искусства. Она выступала как портретист (часто писала по фотографиям), работала в бытовом жанре, отдавая предпочтение сюжетам мелодраматического свойства, писала натюрморты. В 1910-е годы увлеклась миниатюрой. Выступала в качестве иллюстратора, участвовала в юбилейном издании, посвященном 100-летию А.С. Пушкина. Год от года ее работы становились все популярнее, она получала много заказов. Со времени замужества в 1901 году художница подписывала свои работы двойной фамилией: Крамская-Юнкер или Юнкер-Крамская.
После революции София Ивановна продолжала работу художником в разных учреждениях. В 1930 году была арестована по обвинению в контрреволюционной пропаганде и отправлена в ссылку. В 1932-м освобождена по ходатайству Е.П. Пешковой. В 1989-м реабилитирована.
«Спящая» – одна из лучших работ Крамской, исполненных в начале ее творческого пути. Смелая и весьма непростая для начинающего живописца композиционная задача – изображение спящей девушки – говорит об умении работать с натуры и, конечно, о профессиональной выучке. В облике изображенной есть что-то напоминающее саму художницу. Это и пропорции лица, и светлые пушистые волосы, и разрез глаз. Вместе с тем трудно себе представить, чтобы художница исполнила свой автопортрет во сне. Тонкое сочетание теплых золотистых и холодных голубых цветов (открытый голубой цвет был особенно любим Юнкер-Крамской), а также деликатность письма отличает эту небольшую работу. Ее можно назвать живописной миниатюрой на дереве.