Орловский Борис (1792-1837)
Парис
1824
Размер - 160 x 60 x 67
Материал - мрамор
Инвентарный номер - Инв.20914
Поступило из Музея АХ. 1926
Фортуна была благосклонна к Орловскому. Казалось бы, на что может рассчитывать человек, родившийся в семье дворовых крепостных? Но удача сопутствовала ему всю жизнь. Шестнадцатилетним юношей он отправился в Москву на оброк и поступил учеником к мраморщику С. Кампиони (1809). В 1816-м перебрался в Петербург в мастерскую скульптора П. Трискорни. Орловский настолько преуспел в рубке мрамора, что его одаренность привлекла внимание профессора Императорской Академии художеств И.П. Мартоса, для которого юноша перевел в мрамор несколько работ. Мартос помог добиться освобождения Орловского от крепостной зависимости, и это открыло ему путь для зачисления в Академию (крепостных в учебные заведения не принимали). В 1822 году по распоряжению императора Александра I Орловский был направлен в Рим к знаменитому на всю Европу скульптору Бертелю Торвальдсену – «воскресшему эллину» и «датскому Фидию», как называли его современники. Именно под влиянием творчества великого датчанина с его универсальным идеалом совершенной красоты и создана статуя «Парис».
Работа выполнена на сюжет древнегреческого мифа. Троянский царевич держит в руке яблоко с надписью «Прекраснейшей». В спор за это яблоко вступили три могущественные греческие богини ‒ Афродита, Афина и Гера. Парис, избранный судьей, отдал яблоко Афродите, обещавшей ему любовь самой красивой женщины.
Два года обучения у Торвальдсена отшлифовали талант русского скульптора и превратили его в зрелого европейского профессионала. Статуя демонстрирует прекрасное мастерство Орловского в композиции и пластике. Грациозные мягкие линии силуэта формируют образ безмятежный, слегка расслабленный и гармоничный. Влияние творчества учителя в этот период очень значительно. «Парис» по образному решению близок ряду работ великого датчанина – «Ганимед» (1816), «Адонис» (1808–1832). При жизни скульптора статуя оставалась в гипсе и уже после его смерти в 1840 году была переведена в мрамор Д.С. Савельевым.
В этой работе уже можно заметить характерный для всего европейского искусства закат классицизма. Античность перестает быть первоисточником вдохновения, скульптор опирается на популярные мотивы и находки Б. Торвальдсена, не обращаясь непосредственно к подлинной древней пластике.
«Парис» знаменует собой начальный этап творчества Орловского, а громкую славу и почетное место в истории отечественного искусства принесли ему выполненные позднее два прекрасных памятника полководцам М.И. Кутузову (1835) и М.Б. Барклаю-де-Толли (1836) перед Казанским собором, а также фигура ангела, венчающего Александровскую колонну (1831–1832) на Дворцовой площади (все в Санкт-Петербурге).